26.07.2023
За последние годы многое было переосмыслено, у людей поменялись приоритеты и ценности. Конечно, изменения коснулись и путешествий. В этой статье расскажем о том, как путешественники ищут гармонию в мире противоречий, и о главных тревел-трендах на основе результатов исследований, проведенных Booking.com, Expedia Group и American Express. Мы отобрали те, что применимы к российской действительности и подтверждены нашим опытом, либо опытом наших партнеров.
- Booking.com Travel Predictions 2023: исследование о будущем путешествий, проведенное среди 24 179 респондентов, которые планируют поездки в течение следующих 12–24 месяцев, из 32 стран и территорий
- Booking.com 2023 Sustainable Travel Research Report: исследование об устойчивом туризме, проведенное среди 33 228 респондентов из 35 стран и территорий
- Expedia Group 2023 Traveler Value Index: опрос, проведенный среди 11 000 потребителей, 1100 профессионалов индустрии на 11 рынках
- The American Express 2023 Global Travel Trends Report: отчет о глобальных тенденциях в сфере туризма, составленный по результатам опроса 3000 жителей 7 стран с доходом не менее 70 000 долларов в год на семью, которые совершают минимум 1 перелет в год
- GetYourGuide 2023: опрос среди 1000 жителей США, которые совершают хотя бы 1 поездку в год минимум с 1 ночевкой
Тренд 1: В диких условиях
Тренд на цифровой детокс появился несколько лет назад как способ отключиться от круглосуточного потока информации во благо своего ментального здоровья. Это понятно: скроллинг новостей и беспрерывный режим онлайн вызывают тревогу и стресс, а беспорядочное потребление контента «замыливает» взгляд на мир и отдаляет от осознанности. Поэтому стали популярны практики диджитал детокса, ретриты тишины и отели без Wi-Fi.
Однако последние мировые тренды, согласно исследованию Booking.com, звучат более радикально: в 2023 году путешественники хотят отключиться не только от интернета, но и от электричества — для полноценной перезагрузки.
Выход из автоматизма будней и отказ от привычных благ цивилизации действительно могут помочь прочувствовать настоящий момент, послушать тишину и свой внутренний голос. Более того, 58% опрошенных хотели бы обучиться навыкам выживания во время детокс-отпуска, а 39% намерены серьезно подготовиться к возможному апокалипсису.
На возникновение этого тренда повлияли события последних нескольких лет, которые будто намекают: лучше быть готовым ко всему. А путешествие как раз отличная возможность попробовать свои силы в автономном существовании и научиться добывать пищу, очищать воду и разводить огонь.
Топ-5 экспедиций RussiaDiscovery
- Архипелаг открытий — экспедиция в поисках китов на Шантары, где будто оживают картинки из приключенческих романов. Часть путешествия вы проведете в палатках.
- Путешествие на мыс Дежнёва — путешествие к краю земли. Мыс Дежнёва расположен на берегу Берингова пролива в самой отдаленной, дикой и живописной части Чукотки.
- Курс на восток — один из самых красивых экспедиционных маршрутов по Ямалу. Вы пересечете Полярный круг и доберетесь до крайней восточной точки Европы.
- Почувствуй Алтай — часть путешествия вы проведете в палатках в не тронутых цивилизацией местах, встречая рассвет с видом на Алтайские горы.
- Навстречу северным ветрам — путешествие к самой северной точке европейской части России, на мыс Немецкий. Выше только Северный полюс.
Тренд 2: Зона дискомфорта и аутентичный опыт
50% участников опроса Booking.com хотели бы получить от путешествия культурный шок: пережить совершенно новый для себя опыт в нетипичных условиях. Туристы чаще выбирают вместо популярных и «понятных» направлений — экстремальные и шокирующие, а вместо типовых экскурсий — личное знакомство с культурой.
Стоять в длинной очереди ради селфи с достопримечательностями уже не так привлекательно. Другое дело — попробовать жить как местные, даже если (особенно если) их образ жизни совсем не похож на то, к чему мы привыкли. Это поиск трансформирующего стресса, чтобы выйти из той самой зоны комфорта и зайти нормально — немного новым человеком.
В приоритете авторские туры, необычные гастрономические впечатления, уникальные маршруты с тайными локациями, где можно почувствовать себя первооткрывателем среди туристов, и общение с местными жителями.
Ценность таких путешествий еще и в том, что они дают пространство для непредсказуемости, случайных событий и встреч. Это делает их по-настоящему эксклюзивными: здесь каждый получает что-то свое.
Топ-5 этнотуров RussiaDiscovery
- Земля кочевников — вы проведете неделю на берегу озера Хадатаёганлор, на квадроциклах-вездеходах исследуете территорию природного Полярно-Уральского парка и познакомитесь с семьей кочующих оленеводов.
- К детям тайги — в самом сердце сибирской тайги живет немногочисленный тюркоязычный народ — шорцы. Они сумели сохранить сильную связь с природой и древние обычаи, к которым можно прикоснуться в путешествии.
- В страну ювелиров и гончаров — авторский тур, в котором жители горных аулов: аварцы, лезгины, даргинцы — посвящают в тонкости древних ремесел и рассказывают о традициях, которые передаются ими из поколения в поколение на протяжении нескольких сотен лет.
- В долине лотосов — в этом путешествии вас ждут колоритные хурулы, юрты кочевников, поля цветущих лотосов и самобытная культура жителей южных степей.
- Вкусы Карелии — гастротур с шеф-поваром. В программе — дегустация местной кухни, прогулки по уединенным островам и отдых в глэмпинге посреди бора на острове.
Тренд 3: Wellness
Путешествия — один из эффективных способов проявить заботу о себе и снизить уровень тревоги в нестабильном мире. В связи с глобальным трендом на физическое и ментальное благополучие wellness-туризм — уже не роскошь, а необходимость. Цифры подтверждают: отчет American Express Travel о глобальных тенденциях в сфере туризма 2023 показал, что 73% респондентов планируют путешествие с целью улучшить физическое, ментальное и эмоциональное здоровье.
Важно, что в 2023-м wellness выходит на новый уровень: за рамки спа и оздоровительных центров. Люди хотят получить от путешествия глубокий опыт, исследовать себя, свои потребности в сфере здоровья и в отношениях с миром.
Смена обстановки особенно располагает к трансформациям и инсайтам, поэтому путешественники открыты к разным способам самопознания, особенно к тем, которые они не практикуют в обычной жизни.
Так, 44% участников исследования Booking.com выбирают медитационные туры и ретриты осознанности, 40% хотят найти внутреннюю гармонию на ретрите тишины. Ожидается повышенный интерес ко всему, что может иметь терапевтический эффект для морального и физического обновления: лесные ванны, анималотерапия, дикое плавание, дыхательные практики и прочее.
Топ-5 путешествий RussiaDiscovery
- Китовая разведка — вы выйдете в Баренцево море в поисках китов и дельфинов. В программе не только наблюдение за животными, но и знакомство с историей Териберки.
- Балтийский трек — в этом туре можно собрать целую коллекцию терапевтических впечатлений. В программе велопрогулки по старинным улочкам и вдоль побережья, мерный шум волн и неповторимые балтийские закаты.
- Релакс в Осетии — на высоте 2000 метров хочется остановить время и обнулиться. Если мечтаете побыть в горах вдали от популярных мест и никуда не спешить, рекомендуем этот тур.
- Карельская перезагрузка — в этом путешествии вас ждут дог-треккинг с хаски, прогулка на велосипедах к живописному озеру, рафтинг по Шуе и сапсерфинг. Домой вы вернетесь отдохнувшими, полными сил и впечатлений.
- Байкальская Одиссея — в этом туре вы откроете для себя самые красивые ракурсы озера, побываете в сакральных местах и, если повезет, узнаете тайны байкальских шаманов.
Тренд 4. Осознанные путешествия
90% респондентов Expedia при планировании путешествий учитывают соблюдение принципов устойчивого развития. Сегодня туристы выбирают компании с философией eco-friendly и готовы жертвовать собственным комфортом во благо планеты.
Последнее исследование Booking.com об устойчивом туризме, проведенное в феврале 2023 года, показало, что 74% опрошенных готовы действовать здесь и сейчас — делать более осознанный выбор, чтобы сохранить планету для будущих поколений. И это несмотря на то, что большинство обеспокоены кризисом стоимости жизни, а «осознанный выбор» чаще всего обходится дороже обычного.
Тем не менее, чтобы сократить негативное влияние на окружающую среду в отпуске, путешественники ищут экологичные виды транспорта и жилья. Более того, для них важна возможность инвестировать в развитие региона: поддерживать локальные сообщества и выбирать местные продукты. В ответ на возрастающий спрос появляется всё больше вариантов осознанного досуга и размещения.
Путешественники по всему миру активно делают маленькие шаги в своей зоне влияния: внедряют экопривычки. 43% повторяют мантру «покупай местное», больше ходят пешком, ездят на велосипеде или общественном транспорте. В целом, новости хорошие: 66% туристов стремятся сделать место лучше, чем оно было до их приезда.
Топ-5 путешествий RussiaDiscovery
- Открытия Охотского моря — большую часть тура вы проведете на морских прогулках к заповедным островам. В программе — ботаническая экскурсия и лекции о животном мире Магаданского региона.
- Путешествие по Кенозерью — в этом путешествии вы познакомитесь с историей заповедного Каргополья и богатым наследием Русского Севера.
- Загадки дикого края — здесь вас ждет треккинг в горах Северного Урала и заповедных лесах Коми, а также посещение плато Маньпупунёр, одного из 7 чудес России.
- Тропами северного Байкала — единственный маршрут нашей коллекции, который проходит по труднодоступному и малопосещаемому участку северного побережья Байкала.
- К Чуйским Альпам — в этом путешествии активные маршруты гармонично сочетаются с комфортным отдыхом на природе. Днем вас ждут пешие походы налегке, а по вечерам — ужин у костра и яркое звездное небо над головой.
Тренд 5: Бизнес-туризм
По данным Booking.com, рабочие поездки возвращаются с новой силой и в новом формате lisness (leisure (отдых) + business). Это комбинация командировки с отдыхом в примерном соотношении 25 и 75%, где акцент смещается именно на отдых.
В отличие от допандемийных времен, основная цель бизнес-туров сегодня не решение рабочих вопросов, а совместный досуг, объединение, налаживание взаимоотношений и поиск свежих идей. К тому же для удаленных команд путешествие — возможность развиртуализироваться в неформальной обстановке.
Какой бы ни была удобной удаленка, иногда приятно услышать «Доброе утро, коллеги!» не в Zoom-комнате, а где-то в долине Алтайских гор. Поэтому 44% работодателей в ближайшее время планируют корпоративное путешествие, согласно опросу Booking.com. Больше половины опрошенных сотрудников хотят, чтобы их работодатели организовали корпоративные поездки или ретриты. Надо отметить, что такие поездки — выгодная инвестиция для владельцев бизнеса: 59% работников уверены, что новые впечатления увеличивают продуктивность.
Корпоративный выезд — всегда особенная история: у нас нет шаблонных решений, мы готовим индивидуальные программы. Посмотрите, как прошел выезд топ-менеджеров «Додо Пицца» на плато Путорана, поездка на зимний Байкал адвокатского бюро КИАП и презентация кроссовера Volvo XC90 на Кольском.
Тренд 6: Ностальгические путешествия
Последние несколько лет мы наблюдаем в массовой культуре ностальгические тренды и бум на 80-е, 90-е, 00-е. Тренд на ностальгию коснулся и тревел-индустрию. По данным исследования Booking.com, 88% туристов хотят отправиться в ностальгическое путешествие — за ощущениями более простой и беззаботной жизни, как в старые добрые времена.
Booking.com объясняет это желанием сбежать в атмосферу приятных воспоминаний от фоновой нестабильности в мире. Такая сентиментальная форма эскапизма — применить к реальности фильтр «винтаж» с теплым светом, пылью и зерном.
Конечно, ностальгические путешествия могут быть разными: поездка по местам из детства или локациям из культовых фильмов, ретро-отель или санаторий, популярный в 80-х курорт, романтичный роуд-трип или автобусный тур в духе школьных экскурсий. При этом многие родители хотят показать детям места своего детства, чтобы прожить этот опыт заново с ними.
Больше половины (61%) участников опроса хотели бы посетить тематические парки, квесты и аттракционы, чтобы почувствовать себя как в детстве, на летних каникулах. В любом случае ностальгические поездки дают возможность перенестись туда, где меньше технологий и стресса и больше простых радостей жизни.
Кстати, тренд на ностальгию захватил все поколения, в том числе зумеров, которые вовсе не застали времена без интернета. Они романтизируют прошлое и вдохновляются эстетикой коттеджкор (cottagecore — эстетика простой загородной жизни). Поэтому большинство зумеров (90%), опрошенных Booking.com, готовы путешествовать в стиле «аналоговой эпохи» и, возможно, даже спрашивать дорогу не у Google, а у прохожих.
Мы готовы к работе с запросами любого уровня сложности. Расскажите о ваших мечтах и планах по телефону +7 (495) 104-64-36 или напишите на [email protected]. Мы разработаем программу индивидуального путешествия с учетом всех ваших пожеланий.