1. Главная
  2. Новости
  3. RD х РСТ х МТС Travel изучили популярность приключенческого туризма в России

RD х РСТ х МТС Travel изучили популярность приключенческого туризма в России

13.07.2023

Совместно с Российским союзом туриндустрии (РСТ) и сервисом бронирования отелей МТС Travel мы изучили популярность приключенческого туризма в России. Ниже — основные выводы. 

Самым востребованным регионом для приключенческого туризма с марта по июнь 2023 года стала Республика Алтай — в этом направлении состоялось каждое четвертое путешествие. Почти столько же поездок (24% от общего проанализированного турпотока) было в Дагестан.

В пятерку регионов-лидеров по числу туристов, интересующихся необычными природными достопримечательностями, вошли еще три республики: Северная Осетия, Адыгея и Карелия. На эти регионы суммарно приходится 75% от рассмотренного приключенческого турпотока с марта по июнь 2023 года.

Главные точки притяжения

Самой популярной природной достопримечательностью весной — в начале лета у россиян стал Сулакский каньон, расположенный в Дагестане. На втором месте по турпотоку находится дагестанское Чиркейское водохранилище. Село Чемал в Республике Алтай замыкает тройку популярных туристических магнитов. Здесь много достопримечательностей, связанных с нижним течением реки Катунь. Самые известные — остров Патмос и ГЭС, но также Чемальский район — точка старта и финиша многих туров вглубь Горного Алтая.

В то время как Северный Кавказ и Алтай уже стали настоящими брендами в сфере приключенческого туризма, другие регионы активно набирают популярность у туристов. Так, село Териберка в Мурманской области с марта по июнь этого года посетило в полтора раза больше туристов, чем годом ранее. Тенденция в том числе обусловлена активностью китов в этом сезоне. Расположенное там же на Кольском полуострове Сейдозеро встретило на 26% больше туристов, чем в марте–июне 2022 года.

На треть популярнее по сравнению с прошлым годом стали путешествия к стойбищам оленеводов в Ямало-Ненецком автономном округе, куда едут, чтобы посмотреть на быт коренных народов Севера и побывать в тундре.

«Турпоток к некоторым природным локациям в России уже измеряется сотнями тысяч человек в год. Это говорит о том, что в России продолжают складываться региональные туристические бренды после резкого разворота на внутренний туризм в прошлом году. При этом важно отметить, что популярность природных достопримечательностей имеет свою сезонность. Если южные регионы — безоговорочные лидеры весеннего турпотока, то, например, на озеро Байкал путешественники едут, как правило, в разгар летнего сезона, а также зимой. То же самое касается Камчатки, для которой основной сезон начинается летом, а продолжается осенью. 

Для дальнейшего развития приключенческого туризма в регионах необходимы качественные сервис и инфраструктура, в том числе достаточное количество объектов размещения. А учитывая, что ядром аудитории приключенческого туризма являются люди с высоким доходом, это должны быть объекты высокого класса, а также необычные варианты вроде глэмпингов, развитие которых сейчас также стимулируется», — генеральный директор МТС Travel Вадим Мельников.

Портрет путешественника

По данным исследования больше всего приключенческим туризмом и природными достопримечательностями интересуются жители столицы: путешественники из Москвы и Московской области совершили более 20% проанализированных поездок. Следом идут жители Новосибирской области (10% туристов) и Алтайского края (7%), которые в большинстве случаев путешествуют в соседнюю Республику Алтай. Почти треть (31%) туристов — обеспеченные люди с ежемесячным доходом от 75 до 150 тысяч рублей.

Среди россиян, увлекающихся приключенческим туризмом, почти в равной доле присутствуют мужчины (49%) и женщины (51%). Ядро аудитории (27%) путешествующих — люди в возрасте от 35 до 44 лет.

«Долгое время аналитические компании при анализе турпотоков обходили стороной сегмент приключенческого туризма. Оно и понятно — непросто подсчитать туристов, которые избегают отели и пляжи. Я рад, что вместе с коллегами из МТС удалось выработать корректный подход к такой аналитике. 

Безусловно, в дальнейшем будем расширять, усложнять и совершенствовать метрику — увеличивать список объектов, уточнять новые параметры выборки. Но уже сейчас данное исследование позволяет нам наглядно увидеть изменение туристического трафика по ключевым объектам интереса, а значит, принимать решения о новых перспективных направлениях для путешествий», — Вадим Мамонтов, основатель и генеральный директор RussiaDiscovery, руководитель комитета РСТ по приключенческому туризму.

Методика исследования

Исследование проведено на базе Big Data МТС. Анализировали турпоток более чем в 50 популярных локациях 20 регионов России, выделенных экспертами по путешествиям RussiaDiscovery и представителями РСТ. В исследовании учитывались путешественники, посетившие указанные точки с 1 марта 2023 года по 30 июня 2022 и 2023 годов.

Поможем подобрать тур