День начинается не с завтрака: как проходит экспедиция
На острове Тюленьем у нас в начале августа этого года была девятидневная экспедиция. Обычно мы планируем ее на десять дней, но коррективы вносит погода. Такой выезд мы проводим каждый год — и это не больше 10% нашей работы в целом. Львиная доля сил уходит на то, что мы делаем до и после экспедиции: рассказываем людям об ответственности человека за загрязнение суши и океана.
В июне на остров заехали три сотрудника научной группы из Совета по морским млекопитающим, им помогал наш волонтер. Потом прибыла наша основная команда, и началась совместная работа по спасению ушастых тюленей. Силами 14 человек удалось распутать 80 взрослых животных и трех новорожденных сивучат.
В 70-х годах на острове построили комплекс — трехэтажное здание и инфраструктуру для забоя котиков. Советский союз нуждался в валюте, и их шкуры хотели продавать за рубеж. Главное сооружение неплохо сохранилось, но в целом, конечно, ему нужен капитальный ремонт. Пока о нем заботятся ученые и волонтеры, включая нас. Остальные технические здания на острове надо бы снести: их состояние совсем плачевно.
В том самом трехэтажном здании мы живем во время экспедиций, а остальное место на острове занимают тюлени и птицы. В доме есть неплохо сохранившиеся жилые комнаты, кухня, технические помещения. Всё необходимое — еду, воду, топливо и так далее — привозим сами. Воды нужно много: чтобы мыться, чтобы пить, для технических целей. Это непростая задача, каждый раз волнуемся, но пока справляемся.
Спим мы на кроватях в спальниках, в «домашних» зонах ходим только в чистом — а на лежбище, как вы понимаете, работа не стерильная. По очереди дежурим по уборке и готовке: первые дни питаемся более разнообразно, а потом — по обычному «полевому» меню. Холодильника там нет, поэтому по возможности берем консервы, обычную еду, без разносолов. Готовим на газу, специально привозим баллон.
День в экспедиции часто начинается не с завтрака, а со спасработ. Дело в том, что на ночь тюлени выходят на берег и отдыхают, а днем, когда жара, уходят в море. И в ранние часы, когда животные сонные, расслабленные и никем не потревоженные, возле домика часто встречаются травмированные. Поэтому первые волонтеры, которые выходят на улицу, сразу начинают их высматривать.