13.01.2023
Наш эксперт по путешествиям Александра Кормильцева побывала на Северном полюсе. Саша рассказывает, как проходит круиз до места, где сходятся все меридианы, и какие ощущения испытываешь, когда стоишь на вершине планеты:
«После этого путешествия еще долго накатывают эмоции. Вот ты уже дома и вернулся к обычной жизни, едешь, например, с работы, и вдруг вспоминаешь, что ты был на самой вершине планеты. Расскажу о самых ярких впечатлениях из этой экспедиции.
Эксперт по путешествиям RussiaDiscovery Александра Кормильцева, капитан ледокола Дмитрий Лобусов и знаменитый путешественник Федор Конюхов.
Самый мощный ледокол в мире
Круиз уникален тем, что проходит на атомном ледоколе «50 лет Победы». Это самый мощный ледокол в мире, он может пробивать лед толщиной до 2 м 80 см. Уже от осознания этого факта переполняют эмоции. А когда во время путешествия опускаешь голову вниз и видишь огромные льдины, которые встают вертикально под давлением ледокола, — ощущения совсем потрясающие.
Чем старше лед, тем более голубой и красивый у него цвет. По пути мы видели однолетний, двухлетний, а ближе к полюсу и совсем голубой трехлетний лед.
Автор фотографии — John Bozinov
Во время круиза нам провели экскурсию по ледоколу, рассказали, как он работает. Объяснили, что уровень радиации на судне ниже, чем в Москве. На борту есть библиотека, бар, тренажерный зал, волейбольная и баскетбольная площадки, настольный теннис, бадминтон, сауна, бассейн, который подогревается атомным реактором! Во время перехода через льды, который занимает 1-2 дня, точно есть, чем заняться.
Отдельно хочется рассказать о команде — с ней мы чувствовали себя в полной безопасности. На нашем судне был один из самых опытных капитанов — Дмитрий Лобусов. Он работает в море больше 30 лет, был на Северном полюсе 24 раза. В команде были молодые ученые из России и других стран.
Также с нами на борту были инспекторы национального парка «Русская Арктика». Их главной задачей во время круиза было обеспечение безопасности при встрече с белыми медведями. При каждой нашей высадке, они проверяли территорию на наличие животных, определяли периметр, за который нельзя выходить туристам. Белый медведь — один из самых опасных хищников. Хотя человек не входит в его рацион, встреча «лицом к лицу» с ним крайне нежелательна.
Автор фотографии — John Bozinov
Киты у Земли Франца-Иосифа
Круиз начинается в Мурманске. Первый день ледокол идет по Баренцеву морю, а на второй подходит к Земле Франца-Иосифа. Это невероятно красивый архипелаг. 192 базальтовых острова, 75% которых покрыты ледником. Острова расположены достаточно близко друг от друга — все это складывается в живописные арктические пейзажи.
Здесь самое время выходить на палубу и смотреть в оба: в водах у архипелага обитают киты. Также можно увидеть белых медведей, тюленей и моржей.
Мы увидели двух китов: они показали нам спинки и хвосты — невероятное зрелище.
Совет: если вы хотите понаблюдать за животным миром, проводите как можно больше времени на палубе или капитанском мостике. Во всех экспедиционных круизах капитанский мостик открыт — можно заходить в любое время и смотреть оттуда в бинокль. Также во время круиза члены экспедиционной команды дежурят на мостике, наблюдают за округой, и, если видят кого-то из животных, делают по громкой связи объявление для всех туристов.
Места великих экспедиций
С Землей Франца-Иосифа связано много историй освоения Арктики — здесь до сих пор остались следы великих экспедиций. Так, по пути к Северному полюсу, нам очень везло с погодой, мы опережали график и сделали внеплановую высадку на остров Белл. Он находится в южной части архипелага.
Остров Белл знаменит тем, что на нем находится Дом Эйры — первое сооружение, которое появилось на архипелаге Земля Франца-Иосифа
Дом был построен английским путешественником Бенджамином Ли Смитом во время его полярной экспедиции в 1881 году. Команда соорудила жилище из обломков их яхты «Эйра». На самом деле, все деревянные постройки, которые есть на архипелаге, — из привезенных бревен, либо из обломков кораблей, которые потерпели крушение. Ведь на архипелаге нет деревьев. Дома хорошо сохранились до наших дней из-за условий Арктики — здесь нет бактерий, поэтому дерево не портится.
Автор фотографии — John Bozinov
Остров Белл связан и с книгой «Два капитана» Вениамина Каверина
В основу романа лег дневник штурмана Валериана Альбанова — участника реальной полярной экспедиции на судне «Святая Анна». На острове Белл была могила Ольгерда Нильсена — спутника Альбанова. Правда, сейчас, к сожалению, ее невозможно найти.
На обратном пути, когда мы уже возвращались с Северного полюса, нам удалось подойти к архипелагу с севера.
На северных островах Земли Франца-Иосифа зимовал норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен. Его экспедиция связана с легендарной встречей с английским полярным путешественником Фредериком Джексоном.
Экспедиция Нансена проходила в 1893-1896 годах. Его судно вмерзло в лед, и он пытался достичь Северного полюса в санном походе. Не дойдя 419 км, Нансен и его попутчик Ялмар Йохансен повернули назад. Обратный путь занял больше года, включая восьмимесячную зимовку на одном из северных островов Земли Франца-Иосифа. Изможденных путешественников спасла встреча с Фредериком Джексоном. Именно его Нансен отказался брать в свою экспедицию, после чего Джексон организовал собственное полярное путешествие.
Автор фотографии — John Bozinov
Также мы сделали остановку в бухте Тихой. Это памятное место для российских полярников, потому что там зимовала экспедиция 1912-1914 годов Георгия Седова. На острове Гукера у бухты Тихой была открыта первая арктическая научная станция. Мы даже пообщались с настоящими полярниками.
На острове Гукера мы отправили открытку из самого северного почтового отделения в мире
Встречи с белыми медведями
После архипелага Земля Франца-Иосифа мы начали входить в лед. Кромка льда, дрейфующий лед или лед, припаянный к берегам, — лучшие места для наблюдения за белыми медведями. Здесь животные охотятся за нерпами: для этого им нужна открытая вода и лед, с которого можно подкрасться к добыче.
Ледокол — идеальное место для созерцания этой мистерии. Медведи часто подходят близко или даже вплотную, пытаясь залезть на борт. Их привлекает необычный вид судна и запах.
Конечно, 100% гарантии, что вы встретите медведя, дать нельзя — это дикие животные, которые не приходят «по заказу». Однако из своего опыта я не знаю ни одного круиза на Северный полюс, где бы путешественники не видели белого медведя.
Автор фотографии — John Bozinov
Наша первая встреча с мишкой произошла ночью. Наш экспедиционный лидер предупредил, что если его команда увидит за бортом медведя ночью, то «жалеть» они нас не будут и в любом случае сделают объявление. Так и случилось — объявление прозвучало в 3 часа ночи. Все туристы, как солдаты, собрались за 2 минуты и счастливые высыпали на палубу наблюдать за белым медведем. Ты как будто смотришь фильм BBC — мишка катается на спине по снегу, кувыркается, плавает.
Благодаря полярному дню все было отлично видно и ночью.
Автор фотографий — John Bozinov
Как медведи реагируют на ледокол? По-разному. Судно по возможности подводят поближе к медведю и останавливают примерно в 150 метрах от него. Кто-то из косолапых — любопытный, может подойти прямо к борту. Другие медведи, как наш первый мишка, не обращают на ледокол никакого внимания, и продолжают заниматься своими делами.
Экскурсии на вертолете: лед с высоты птичьего полета
На ледоколе есть вертолет: когда судно заходит в лед, для участников путешествия организуются полеты. Глядя на белую пустыню, чувствуешь себя частью истории. Люди несколько столетий пытались понять, что же находится на севере, предпринимали попытки достигнуть вершины планеты, а теперь до Северного полюса можно дойти на ледоколе или долететь на вертолете.
Смотришь на огромное белое пространство с высоты и понимаешь, что до Северного полюса — рукой подать
Беседы с Федором Конюховым
Звездой нашего круиза был легендарный путешественник Федор Конюхов. В эту экспедицию он отправился вместе с сыном Николаем. Многим хотелось пообщаться с Федором Филипповичем, но сначала все стеснялись к нему подойти — боялись его смутить. Но оказалось, что это очень общительный и открытый человек. Уже во второй день круиза он собрал вокруг себя целую компанию русских туристов и рассказывал свои истории.
Всем хотелось узнать, как Федор Филиппович ощущает себя в этом путешествии — ведь раньше он добирался до Северного полюса на лыжах и на собачьих упряжках, а теперь идет на ледоколе.
Федор Конюхов поделился, что его очень впечатлило само судно — настоящее «индустриальное чудо»
За время путешествия Федор Филиппович пообщался со всеми желающими: каждому, кто просил, подписал книгу или открытку, дал совет, поделился опытом.
Кругосветное путешествие на Северном полюсе
Северный полюс — условное обозначение. Здесь нет земли как в Антарктиде, а льды постоянно перемещаются. Поставить в определенном месте флаг и зафиксировать точку здесь невозможно. Понять, что ледокол достиг полюса, можно по навигаторам — все они должны показать «90°00′00″ северной широты».
Все участники круиза очень ждали этого момента — мы вышли на палубу и слушали объявления экспедиционного лидера: «половина мили до Северного полюса, 0.3 мили до Северного полюса, 0.2 мили до Северного полюса».
И вот, ледокол дает сигнал, что мы проходим заветную точку. Эмоции у всех просто зашкаливали: «Мы на вершине планеты!»
В тот момент мы как будто праздновали Новый год: открыли шампанское, все стали обниматься и поздравлять друг друга.
Автор фотографии — John Bozinov
Следующий день мы провели на льдине. Обычно высадка происходит не на географическом Северном полюсе, а где-то в полумиле-миле от него: в зависимости от того, где находится «подходящая» льдина. Круизы проводятся летом: в июле и августе лед становится тоньше, и его легче проломить. В теплые месяцы из-за повышения температуры на поверхности льда появляется много «лужиц» — ими усыпано 50-60% льда. А еще встречаются полыньи — пространства открытой воды. Экспедиционная команда ищет место, где достаточно льда без проталин и устанавливает там знак “North Pole 90°N”.
Все участники круиза собрались у знака. Капитан и экспедиционный лидер поздравили нас, произнесли торжественную речь и попросили подумать о нашей Земле, объявив минуту молчания.
Мы прошли вокруг отметки “North Pole 90°N”, совершив таким образом кругосветное путешествие
Автор фотографии — John Bozinov
Весь день был наполнен какой-то детской радостью: мы купались в Северном Ледовитом океане, сделали тысячи фотографий на фоне знака и ледокола, праздновали на пикнике, который экспедиционная команда организовала прямо на льдине. В этот день я испытывала настоящее счастье.
После этого мы отправились в обратный путь. Впереди еще была новая встреча с Землей Франца-Иосифа, невероятные пейзажи, легендарные места экспедиций. И все-таки уже становилось грустно, что скоро это путешествие закончится.
Когда мы вернулись в Мурманск, я поняла, что эта экспедиция перевернула мое сознание. Оглядываешься назад и видишь, какое значимое событие произошло в твоей жизни. Да, каждый арктический маршрут — в Гренландию, Канаду, на остров Врангеля — приносит много впечатлений. Но путешествие на Северный полюс — оно как будто что-то меняет глубоко в тебе. Если вы задумываетесь об экспедиции на вершину планеты, но сомневаетесь «а нужно ли мне это», поверьте — однозначно «да».
Готовы решиться на путешествие к вершине планеты? Присоединяйтесь к нашему круизу на Северный полюс. Будем рады рассказать подробности и ответить на вопросы: звоните по тел. +7 (495) 104-64-36 или пишите нам на почту [email protected]
В статье использованы фотографии Александры Кормильцевой и фотографа круиза John Bazinov
Ира Москвитина
Главный редактор
Здравствуйте!
Меня зовут Ира, я главред журнала RussiaDiscovery.
Здесь мы пишем о путешествиях: своих и ваших. Делимся рекомендациями фильмов и книг. Рассказываем, как провести время в самых отдаленных уголках России и многое другое. Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы первыми узнавать о наших новинках, акциях, мероприятиях.
Спасибо за подписку — теперь всё самое важное и интересное у вас в почте!