1. Главная
  2. Журнал
  3. Проверено на себе: Магаданский заповедник

Проверено на себе: Магаданский заповедник

07.01.2023

Северное побережье Охотского моря — одна из самых красивых береговых линий Дальнего Востока России. Здесь первоцветы распускаются в августе, ледяное море «кипит», а на неприступных островах, вдали от людей, обитают миллионные колонии птиц и множество млекопитающих — сивучей, снежных баранов, медведей и сурков. Наша коллега Елена Лавренова побывала в Магаданской области летом — и теперь мечтает туда вернуться. Передаем слово Лене. 

 

Кажется, всю сознательную жизнь я отчаянно мечтала поехать на Колыму. Сейчас даже не могу вспомнить, почему. Но не зря же есть поговорка: «Будьте осторожны в своих желаниях, потому что они имеют обыкновение сбываться». Вот так и мое желание сбылось. Я об этом не только не пожалела, но и поняла, почему так сильно хотела приехать в эти края. Об этом и будет мой рассказ.

Магадан

Магадан — город, непохожий на другие. Если вы не были здесь раньше, обязательно задержитесь на пару дней и познакомьтесь с его непростой и трагичной судьбой, со впечатляющими ландшафтами и замечательными гостеприимными людьми, которые здесь живут.

Разница во времени с Москвой составляет 8 часов — это немало. Мой совет: по прилете в Магадан не поддавайтесь искушению лечь поспать, боритесь всеми возможными способами и дождитесь магаданского вечера. Наградой вам станет хорошее самочувствие и полная перестройка на местное время уже на 3-4 день.

Город раскинулся на берегу двух живописных бухт — Нагаева и Гертнера. Они названы в честь Алексея Нагаева — выдающегося гидрографа и картографа XVIII века, создавшего первые карты реки Колымы и Медвежьих островов, и Константина Гертнера — гидрографа, капитана 2 ранга, который участвовал в гидрографических экспедициях на Дальний Восток в начале XX века.

Близость моря и холмистый рельеф делают Магадан похожим на курорт, но и тут и там встречаются «напоминалки» о том, что это обманчивое впечатление. Возникновение города связано прежде всего с невероятным богатством, скрытым в недрах земли — в первую очередь с золотом и ураном. А также с миллионами сломанных и загубленных человеческих судеб, брошенных на разработку и добычу этих богатств. Увы, это тоже часть нашей истории, и ее не избежать.

Но главное здесь — это природа: суровая, непредсказуемая, временами опасная, но невероятно прекрасная! И именно ради нее стоит преодолевать долгий перелет, разницу во времени и капризы погоды.

Полуостров Пьягина

Целью нашего путешествия был отдаленный морской участок Магаданского заповедника — Ямские острова, расположенные почти в 400 км на восток от Магадана. Однако неподалеку от архипелага, на полуострове Пьягина, находится хорошо обустроенная экспедиционная база, поэтому поездка в эти безлюдные места обещала быть комфортной и безопасной. 

Мы сели в вертолет Ми-8 и отправились навстречу приключениям вдоль живописной береговой линии Охотского моря к полуострову Пьягина. Чуть больше часа летного времени, и вертолет плавно, в легкой дымке морского тумана, сел на лугу в заливе Кекурном — именно здесь расположена база, где мы провели почти неделю. 

База находится в невероятно живописном месте на маленьком полуострове, омываемом с одной стороны водами Охотского моря, а с другой — разлившимся устьем реки Пронкина. Там, на реке, в полукилометре от домиков, целыми днями рыбачат медведи. На базе — 3 уютных домика с кроватями, умывальниками и печками, баня с душем и кают-компания, где мы не только устраивали совместные застолья, но и делились впечатлениями дня, смотрели фильмы и фотографии.

Сокровища северного Охотоморья

Как я уже говорила, главной целью нашего путешествия было посещение Ямских островов, но помимо этой жемчужины северного Охотоморья здесь есть множество других, не менее интересных, живописных и впечатляющих мест.

Первый же трекинг по тундре в окрестностях базы поразил меня невероятным разнообразием растений, буйством цветов и красок — и это в начале августа! Дело в том, что по всей округе разбросаны нетающие 4-6-метровые снежники: из-за этого времена года здесь могут сдвигаться и на два, и на три месяца. Поэтому в начале августа вы запросто можете полюбоваться цветением рододендрона золотистого, ириса альпийского или других весенних первоцветов.

Особое удовольствие — наблюдать с безопасного расстояния за рыбалкой медведей

Река Пронкина в августе кишит идущей на нерест кетой, и для косолапых рыбаков это самое «золотое» время. Каких медвежьих представителей здесь только нет! Мать-героиня с 3 медвежатами, подростки-трехлетки и матерые взрослые медведи, у которых «на лице» написано, что они находятся в поисках приключений.

Смотреть на то, как они выясняют отношения, отстаивая свои интересы или территорию, можно бесконечно. Зрелище это настолько же захватывающее, насколько и забавное, а временами даже драматичное. Где еще, сидя с чашкой кофе, вы сможете полюбоваться такими сценами, находясь при этом в полной безопасности? А еще, наблюдая в бинокль за медведями, я случайно «наткнулась» на 5 белоплечих орланов: они сидели на песчаном островке в рядок, как куры на насесте.

Каждый выход в море — отдельное приключение. Охотское море в этих краях имеет очень крутой и норовистый нрав: здесь в одном месте на разной глубине могут пересекаться 2-3 подводных течения, и прямо у вас на глазах вода «вскипает» и пенится, моментально превращаясь иногда в 1,5-2-метровые волны. И это не шторм, это просто течения Охотского моря!

Но каково же было наше удивление, когда на фоне всех этих суровых ландшафтов — серых неприступных скал, «кипящих» волн, нетающих снежников — вдруг перед нами открылась небольшая, но очень живописная бухта с белоснежным песком, бирюзовой водой и поэтичным названием Этыкэн.

Высадившись здесь, мы отправились исследовать окрестности и практически сразу были встречены пронзительными визгами местных обитателей — целой колонией черношапочных сурков. Эти милые зверьки настолько же любопытны, насколько и трусоваты. И то, как они пытались «напугать» нас, прогоняя со своей территории, было очень забавно и трогательно.

Мы поднимались все выше и выше по холму, пока взгляду не открылись невероятной красоты белые 100-метровые скалы, о которые с яростью и неистовством разбивались валы Охотского моря. Зрелище это столь завораживающее и прекрасное, что, кажется, любоваться им можно часами.

Спустя пару часов мы спустились вниз к белоснежному пляжу, чтобы получить ни с чем не сравнимое удовольствие — перекусить, любуясь на бухту и пронзительную бирюзу ледяной воды (+5 °C). В итоге я все-таки не выдержала и, сбросив ботинки, побродила по кромке моря. Хватило меня секунд на 15 — настолько холодная была вода!

Ямские острова

На утро следующего дня нас ждал ранний выход с базы. Спустя 2 часа бодрого хода на катере мы достигли главной цели нашего путешествия — Ямских островов. Незабываемая красота, невероятная мощь, суровая неприступность и при этом — буйство жизни. Непередаваемые эмоции.

Архипелаг состоит из 5 островов. Главные из них — Хатемалью, где обитает миллионная колония морских птиц, и Матыкиль — с колонией сивучей, насчитывающей тысячу особей. 

Хатемалью — это одна огромная неприступная 173-метровая скала с двумя каменными тоннелями, сплошь заселенная птицами всех известных дальневосточных видов — топорками, ипатками, кайрами, конюгами, бакланами и пр. Когда на тихом ходу вы приближаетесь к острову, то буквально попадаете в «туман» из птиц и глохнете от их крика и гомона — настолько их много. Наш сопровождающий рассказал, что общая численность колонии птиц на Ямских островах, включая Атыкан и Матыкиль, составляет 10-11 млн. особей.

Совершенно другие впечатления и эмоции ожидают вас на главном острове архипелага — Матыкиле.

Как только катер выходит из-за утеса, вы оказываетесь в окружении сотни сивучей, которые «сыпятся» со всех скал в воду, как яблоки с дерева, быстро окружая катер. Зрелище настолько невероятное, что вся группа издает громкое коллективное «а-а-ах!»

Мы наблюдали, как «группа захвата», состоящая из молодых крупных особей, чья задача — прогнать нас со своих владений как можно быстрее, постоянно поглядывает на своего «генерала». Такая четкая иерархия и слаженность действий завораживает и невольно наводит на мысль, что у людей такое взаимодействие, к сожалению, встречается не всегда.

Катер медленно движется дальше. Нас сопровождает стая морских львов, которая демонстрирует в воде чудеса акробатики, при этом издавая то угрожающие, то победные звуки. А тем временем в маленькой бухте на берегу мы видим еще несколько сотен животных, в основном самок с детенышами и взрослых сивучей, которые уже не участвуют в «оборонительных» вылазках в море. Они живут своей обычной жизнью, не проявляя ни малейшего беспокойства по поводу нашего появления. И становится понятно, что роли в этом большом семействе распределены четко и выполняются идеально.

Переполненные эмоциями, к вечеру мы возвращаемся на базу, не веря, что испытали счастье полного погружения в дикую нетронутую природу. Нет сил даже обсуждать впечатления, настолько они сильны.

Рыбалка в Охотском море

На следующий день нас ждет другое, не менее захватывающее мероприятие — мы идем рыбачить на палтуса и одновременно, если повезет, наблюдать за снежными баранами. Потому что на крутых склонах бухты, где возможна наиболее удачная рыбалка, находится «родильный дом» этих грациозных, пугливых и очень осторожных животных.

Вот вы когда-нибудь видели, как выглядит палтус? Не замороженное филе в супермаркете, а настоящая рыба из моря? Лично я до поездки в Магадан — никогда. И хотя я совсем не рыбак, должна признаться, что процесс добычи этой царь-рыбы меня захватил. Мы поймали единственного палтуса, но зато какого! — длиной около метра и невероятного окраса. Разумеется, местные сказали, что это очень небольшой экземпляр. Для них, возможно, это так, но нашему восторгу не было границ!

Вдобавок к нашему рыболовецкому счастью, проходя на тихом ходу по бухте Бабушкина, мы увидели стайку самок снежного барана с детенышами, а позже стали свидетелями междоусобной «разборки» между двумя молодыми самками прямо на леднике у кромки воды.

Они были так увлечены своими делами, что не обращали на нас никакого внимания, а мы подошли довольно близко и смогли сделать отличные снимки. 

Автор фото: Александр Козлов

И так день за днем, эмоция за эмоцией, наше путешествие как-то неожиданно подошло к концу, и настало время возвращаться в Магадан, в цивилизацию, на связь. А возвращаться не хотелось!

Хотелось еще посидеть на солнышке с чашкой кофе, наблюдая за рыбалкой медведей. Хотелось бродить по тундре, наслаждаясь красками и разнообразием ее цветов. Хотелось обратно на Матыкиль смотреть на акробатов-сивучей, вечерами в уютной кают-компании слушать рассказы нашего гида Сергея Михайловича о чудесах этого края. Хотелось еще раз вернуться на Пьягинскую гряду и увидеть таки своими глазами безграничную синеву Охотского моря. Много всего хотелось…

Но оставался еще один день — день морского перехода до Магадана, который сулил надежду увидеть по дороге китов и косаток. Увы, этой надежде не суждено было сбыться, поскольку большую часть пути мы проделали в густом тумане, и лишь в конце вдруг вышло солнце и осветило прекрасный старый маяк на полуострове Кони.

И мне вдруг стало понятно, что я еще вернусь сюда. Вернусь, ориентируясь на этот маяк — на его свет, на суровую и завораживающую красоту этого края, на тепло людей, которые так заботливо принимали нас, окружая вниманием, пониманием и любовью.

Если в вас тоже живет дух открытий и вы любите нестандартные маршруты, искренне рекомендуем отправиться в путешествие в Магаданский заповедник. Будут вопросы, позвоните по телефону +7 (495) 104-64-36 или напишите на [email protected].

Поможем подобрать тур