Пн-Пт: 10:00–20:00

Сб: 11:00–18:00

Каталог туров

Пн-Пт: 10:00–20:00

Сб: 11:00–18:00

Каталог туров

Смотреть все

Пн-Пт: 10:00—20:00

Сб: 10:00—20:00

Охота за петроглифами: выставка древних карельских художников

Первые попытки древних людей запечатлеть мир вокруг

Материал подготовлен в сотрудничестве с Карельским научным центром РАН

Фото статьи

Материал подготовлен в сотрудничестве с Карельским научным центром РАН

Когда приходишь на выставку, иногда хочется прикоснуться к картине и передать мысленный привет художнику — и всем, кто уже смотрел на полотно до тебя. Бывает, что этот вид связи работает сквозь пространство и время — например, если художник жил очень давно. Настолько давно, что его рисунки уже много веков лежат под палящим солнцем, омываются дождями и снегами, но всё еще находят своего зрителя.

Такую выставку древних творцов можно посетить в Карелии — и посмотреть на «картины», которые называют петроглифами. Рассказываем, что это такое, как их найти и в какое время года лучше к ним ехать. 

Что такое петроглифы и чем интересны карельские

Петроглифами называют рисунки первобытных людей, оставленные на скалах, камнях и в пещерах, но не выведенные краской, а именно высеченные. С греческого их название так и переводится — «резьба по камню». 

Эти изображения находят в разных частях света: Африке, Юго‑Восточной Азии, Северной Европе и Австралии. Карельским уже 6–7 тысяч лет — они датируются эпохой неолита

Точный возраст определить сложно: обычно ученым помогает углеродный анализ, но в камнях нет органики, поэтому с ними способ не работает. Остается определять время появления петроглифов, опираясь на возраст соседних стоянок древнего человека.

Карельские петроглифы на карте

Карельские петроглифы довольно знамениты среди своих «собратьев»: в 2021 году их даже включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Раньше в этот перечень не попадали наскальные рисунки, обнаруженные на территории России.

Карельские петроглифы уникальны разнообразием тематики сюжетов, хорошей степенью сохранности и необыкновенно коротким периодом, во время которого их создавали. На других территориях это происходило в течение многих тысяч лет, а у нас — всего 500–700, максимум — 800 лет.

Сохранность связана со скалами — это самые прочные на нашей планете гранитоиды, кристаллические породы. На большинстве других объектов наскального искусства они значительно мягче, граниты там не выходят на поверхность. Такое наблюдается только в Карелии и частично на Кольском полуострове, но и то на Кольском петроглифы выбиты на мягких породах, сохранность там плохая. 

В Сибири, Казахстане и даже в Норвегии, где высокая влажность и большие перепады температур, объекты разрушаются. Есть данные, что норвежские повреждены на 90% — там целые куски скал с изображениями отваливаются, их приклеивают. В Азии — в Сибири, Казахстане, Китае, на Алтае — петроглифы выбиты на вертикальных скалах, по ним сверху течет вода, это тоже плохо влияет на изображения. 

За всё время исследований специалисты нашли в Карелии более 4,5 тысяч петроглифов. Они бывают самых разных размеров: от нескольких сантиметров до четырех метров, но чаще — около полуметра. Самые популярные герои и мотивы — люди, птицы, антропоморфные существа, промысловые звери, сцены охоты и лодки.

Надежда Лобанова у Онежских петроглифов

Карельские петроглифы делят на Беломорские и Онежские — эти очаги наскального искусства разделяет около 300 километров. Первый находится в низовьях реки Выг, в восьми километрах от ее впадения в Сорокскую губу Белого моря, а второй — вдоль восточного берега Онежского озера, между Гурьими островами и устьем реки Водлы. Судя по всему, создатели этих очагов предпочитали разные сюжеты: беломорские чаще рисовали реалистичные сцены, а онежские — фантастические.

У этих очагов есть сходство в отдельных сюжетах и даже композициях. Они влияли друг на друга, причем Онежские на Беломорские — в большей степени: возможно, даже дали импульс. Может, сыграли роль брачные связи; или онежские жители ходили на Белое море охотиться на китов, или наоборот: из‑за похолодания беломорчане продвинулись на восточный берег Онежского озера. 

Там есть четыре сюжета с охотой на китов, как на Белом море, — встречаются не только похожие сюжеты, но и будто сделанные одной рукой. Онежские петроглифы появились раньше, и их традиция частично перешла к Беломорским: среди них появились онежские лебеди, хотя вообще там птиц немного. На Белом море другая доминанта: олени, лоси, белухи, лодки, сцены охоты.

Если говорить об уникальности сюжетов, нужно рассматривать отдельно Онежские и Беломорские петроглифы. В эпоху неолита в Залавруге, на Белом море, изобразили не просто лыжников, а с деталями: лыжные палки с утолщениями, следы от палок и лыж, подъемы, спуски, горы — в общем, ландшафт показан. Целые повествования! 

Таких сцен, такой выразительности, глубины, экспрессивности больше нет нигде. Немножко есть в Мальте, но это не идет ни в какое сравнение — там показан охотник, который загоняет оленей. На нашей планете мало где показаны лыжники, и эти изображения более поздние, чем на Белом море. Есть отдельные петроглифы в Сибири, есть один‑два случая на Канозере на Кольском полуострове, да и то там люди «парят» над лыжами. 

А на Онежском озере есть символы — фантастические, загадочные изображения, которых больше нигде нет. Доминанта — изображения водоплавающих птиц, прежде всего лебедей. И лебеди там разнообразные: есть полутораметровые, двухметровые, а самый крупный — более четырех метров в длину. Обычно петроглифы достигают 15–20–30 сантиметров, а у нас — вот так.

Бесиха, выдра и налим: Онежские петроглифы

Мыс Бесов Нос

Встречайте главную местную знаменитость — онежского Беса. Это человекоподобное существо ростом около 2,5 метров, растопырившее руки и поджавшее ноги, с квадратной головой и длинным прямоугольным туловищем. Судя по всему, авторы специально выбивали рисунок на расщелине — она делит тело Беса напополам, начинаясь у рта. По одной из версий, это вовсе не Бес, а Бесиха — возможно, имеющая отношение к образу матери‑прародительницы.

Онежский Бес

У существа есть соседи: похожий на выдру зверь и рыба, напоминающая сома или налима. Любопытно, что поверх Беса на камне выбит христианский крест. Считается, что это дело рук монахов Муромского монастыря, которые, вероятно, в XV–XVI веке усмотрели в Бесе нечистое и решили его нейтрализовать. 

Я тоже думаю, что это женский образ. Место, где у женщины находится грудь, там не выбито — оставлено пространство. Плюс намекает сама поза роженицы, а расщелина проходит ровно через середину туловища. Это фантастическое существо — тут кто во что верит, но я думаю, что это было какое‑то женское божество — как считают некоторые, мать‑прародительница. 

Сложно сформировать общепринятую точку зрения в вопросах интерпретации петроглифов — есть отдельные случаи, когда нет сомнений, а в основном ученые спорят. Были жаркие споры по этому поводу в 1930-е годы, потом произошел еще один всплеск в 1960-е. 

Это наскальное святилище, первобытный храм под открытым небом. Конечно, всё это создавалось с целью повлиять на силы природы, чтобы была хорошая погода, чтобы добывались рыба и зверь и так далее. Это частично и с магией было связано, и как‑то консолидировало общество, видимо. 

История с монахами не зафиксирована в письменных источниках — это просто логическое предположение. Есть две версии, когда возник Муромский монастырь: в XIV веке или в XVI. Я склоняюсь к более позднему варианту, потому что завещание Лазаря Муромского, где указан XIV век, признали фальшивкой. 

Монахи вполне могли выбить этот крест. Там была дикая тайга, местное население пытались христианизировать и посылали туда людей, которые становились настоятелями — как Лазарь Муромский. Они все приходили из Новгорода, а туда попадали из Греции, Византии. 

Вероятно, монахи везли крест, чтобы водрузить его на Соловецкий монастырь, сделали остановку на восточном берегу и решили такой же семиконечный крест выбить на скале. Добавили еще монограмму Христа и нимб. Более достоверно, что эти изображения выбиты не раньше второй половины XVI века, когда такие кресты псковской традиции стали распространяться на север, или даже позже. 

Мыс Пери Нос

Петроглифы тут рассеяны весьма плотно — на небольшом участке уместилось более 400 рисунков. Тут выбито много загадочных фигур — таинственные диски и полумесяцы, иногда дополненные мелкими деталями. Считается, что это солярно‑лунарные знаки, символы солнца и луны. В 30-е годы часть плиты взорвали, чтобы отвезти ее в Эрмитаж. В результате погибли очень ценные выбивки, в том числе сцена деторождения.

Петроглифы с мыса Пери Нос VI

Другие группы Онежских петроглифов

Мыс Кладовец Нос богат на изображения птиц и животных, есть там и солярный знак. Около 120 фигур обнаружили вдоль южного склона мыса Карицкий Нос — тут есть довольно сложные композиции, состоящие из изображений лосей, птиц, лодок и птицеголовых жезлов, но встречаются и совсем миниатюрные выбивки, и солярные и лунарные знаки.

Есть петроглифы и на мысах Гагажий и Корюшкин Нос, а также на островах Большой и Малый Гурий. На Большом находятся геометрические рисунки, напоминающие изображения мыса Пери Нос. Здесь же выбита загадочная фигура, похожая на инь‑ян: неправильный овал, разделенный на две части зигзагообразной линией.

В 1970–90-е годы около 200 петроглифов нашли на полуострове Кочковнаволок. Тут — лебединое царство: есть и силуэтные фигуры, и контурные, и со странными дугами внутри, и с необычайно длинными шеями. Одна из наиболее интересных композиций — беременные женщины, которые несут загадочную конструкцию с лебедиными головами. Также тут обосновалась крупная человеческая фигура, которую прозвали «Шальской Венерой».

Авторы вели свой род, клан лебедей. Четырехметровый лебедь уже говорит об этом. И вообще, в северной части онежского святилища чуть ли не 90% изображений — это лебеди. 

Есть немного лосей; исчезают символические знаки солнца и луны, людей тоже практически нет. Лодка с людьми только одна, еще изображен один дельфин — белуха. Есть также единичные изображения — например, бобры. 

Опять бес, морж и лоси: Беломорские петроглифы

Бесовы Следки

На острове Шойрукшин по нижнему краю прибрежной скалы тянется цепочка из восьми следов босой ступни, ведущая к фигуре, похожей на человеческую. Этого господина тоже окрестили Бесом — по аналогии с онежским коллегой. С ним соседствуют птицы и звери: лоси, лисицы, медведи, олени и даже морж. Много простых форм — овалов, линий, треугольников. В 1960-е годы на реке Выг началось строительство ГЭС, и над петроглифами для защиты возвели бетонный купол. Недавно его отреставрировали — сейчас павильон открыт для посещения. 

Бесовы Следки

Залавруга

Вероятно, это урочище было главным сакральным центром Беломорских петроглифов. Концентрация изображений здесь самая высокая — 28 скоплений и более 2000 рисунков. Уникальность Залавруги в том, что ее рисунки объединены в сложные многофигурные композиции с обилием мелких деталей, выполненные в реалистичной манере. 

Самый распространенный мотив здесь — охота, а сцены — охота на белух, медведей, птиц, лосей. Встречаются тут и лыжники, а еще на скале расположился «пляшущий человечек». Туристы поговаривают, что это шаман, который может исполнить желание, если к нему прикоснуться. 

Петроглифы урочища Залавруга

Петроглифы урочища Залавруга

Петроглифы урочища Залавруга

Ерпин Пудас

На этом острове выбиты сцены охоты на лосей и морского промысла, а еще «карельская Камасутра» — с участием четырех пар. Одна из выбивок напоминает человека‑белуху — возможно, это морское божество. 

Всё о самых интересных местах России 🌿️️️️️️

Рассказываем, куда поехать, что посмотреть и как спланировать путешествие. Раз в неделю — в вашей почте.

Отправляя данные, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Спасибо за подписку — теперь всё самое важное и интересное у вас в почте!

Когда ехать и как добраться 

Лучше всего карельские петроглифы видны в теплое время года в утренние или закатные часы — когда солнечные лучи падают на рисунки под определенным углом. Еще изображения хорошо различимы после дождя, когда основная поверхность камней высохла, а в углублениях еще есть вода. Если погода солнечная, можно даже взять с собой воду и полить рисунки. 

Гранит разрушается очень медленно. Я имею счастье наблюдать петроглифы с 71 года, начиная со студенческой практики, и не вижу заметных изменений. Эти процессы идут медленно, а мы чистим изображения от лишайника.

Самое страшное — если на петроглифах разводят костер или приходят со стальным зубилом, царапают. Сейчас мы нашли поврежденные лишайники в северной части Онежского святилища, там нацарапаны латинские буквы. Не на петроглифах, а рядом, но тем не менее — делать такое нельзя. Кто‑то приложил руку в этом году, а так у нас актов вандализма не было с 2008-го. 

Добраться до Беломорских петроглифов довольно просто. Сначала нужно попасть в город Беломорск, куда ходят поезда из Москвы, Петербурга и Петрозаводска (а из карельской столицы — еще и автобус). Следующий пункт — деревня Выгостров, куда можно доехать на рейсовых автобусах, но проще — на такси: поездка займет около 10 минут. Из деревни до петроглифов ведет экотропа с указателями, путь до урочища Залавруга составляет около 2,5 километров.

С Онежскими петроглифами дело обстоит сложнее. Обычно до них добираются по воде из деревни Каршево или поселка Шальский, арендуя у местных жителей катер, — это весьма распространенная услуга. Из Каршево до Бесова Носа вас повезут по реке Чёрной, из Шальского — по Онежскому озеру. До самой деревни и поселка можно доехать из райцентра — города Пудож.

Некоторые едут до петроглифов по суше из Каршево, но предприятие это не из легких — проедет далеко не каждая машина. Если не хочется пробираться в естественную среду обитания петроглифов, на них можно посмотреть в музее — экспозиции есть в карельском Национальном краеведческом, а в Эрмитаже выставлена плита с мыса Пери Нос. 

Петроглифы урочища Залавруга

Немного истории и современные перспективы

Первыми миру стали известны Онежские петроглифы. Это произошло в середине XIX века — геолог Константин Гревингк услышал о «загадочных рисунках» в районе деревни Бесов Нос и отправился их исследовать. В начале XX века исследования продолжила экспедиция под руководством шведского археолога Густава Халльстрёма. В итоге более 400 онежских изображений скопировали на кальку в натуральную величину.

Через несколько лет студент‑этнограф Алексей Линевский добрался до Беломорских петроглифов — в деревушке Выгостров местные жители показали ему остров с таинственными рисунками. Это были петроглифы на острове Шойрукшин, которые получили название «Бесовы Следки».

Спустя еще 10 лет археолог Владислав Равдоникас открыл выбивки в Старой Залавруге и на острове Ерпин Пудас, а в 1960–70 годы экспедиция под руководством Юрия Савватеева обнаружила еще несколько крупных скоплений наскальных рисунков в Новой Залавруге. 

Находятся и новые петроглифы, в том числе в этом году. Сейчас они единичные, но еще совсем недавно — в 2006-м, 2008-м и даже в 2019-м в последний раз — находили совершенно новые группы, скопления. На известных площадках пополняется количество изображений, уточняются их очертания, интерпретация. 

Петроглифы Белого моря в основном были раскопаны под слоем почвы до полутора метров. Таких участков там осталось много, но работать с ними — очень дорогостоящее мероприятие. Раньше там шло строительство, и на раскопки выделялись деньги. Сейчас там могут идти только научные работы, но на это нужны финансы.

Думаю, на Белом море больше шансов найти что‑то новое, чем на Онежском озере, где петроглифы все на скальных обнажениях водой заливаются, под почвой искать нет смысла. Есть они и под водой: на Онежском озере дайверы обнаружили целый «музей» петроглифов на отколовшихся каменных блоках — природа не щадит, отрывает куски. Причем это еще в древности происходило, не в наше время. 

Карелия умеет удивлять — и припасла немало сюрпризов помимо выставок древних мастеров. Приглашаем отправиться туда вместе — приготовили разнообразные туры в край озер и лесов. Для тех, кто хочет попасть именно к петроглифам, можем организовать индивидуальное путешествие. 

Над статьей работали
Елизавета Строгальщикова
Автор
Ира Москвитина
Редактор
Эжена Быкова
Корректор

Поможем спланировать путешествие

Оставьте свои контакты — и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Отправляя данные, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Спасибо за заявку!

Заметили ошибку или неточность?

Напишите нам

Смотрите также

Все статьи

Фильмы и книги про Карелию

7.03.2024
8 минут
1862

Следуйте за штормом: путешествие в северные земли

15.11.2023
2 минуты
554

Топ-12 мест в России, куда поехать на Новый год и Рождество

29.09.2023
18 минут
80445

Куда поехать в октябре: выбор редакции

25.09.2023
6 минут
2436

Свадьба нашей коллеги на острове в Карелии

14.04.2023
5 минут
1078

Куда поехать в России зимой на отдых

8.01.2023
16 минут
6461