1. Главная
  2. Журнал
  3. Крадущийся тигр, затаившийся леопард

Крадущийся тигр, затаившийся леопард

02.02.2018

Уссурийских тигров на земле осталось так мало, что в Китае за их убийство грозит смертная казнь. Эти редкие животные, наряду с дальневосточными леопардами, сохранились в Приморье. Гид по экотуризму в регионе Елизавета Рец рассказала, как выглядят места их обитания, и какова вероятность встретить животных в естественной среде.

Елизавета Рец — выпускница кафедры биогеографии геофака МГУ им. Ломоносова. С 16 лет занималась в секциях спортивного туризма МГУ, горного, лыжного и водного, побывала в походах в разных регионах России и сопредельных стран.
 

Как возникла идея отправиться в Приморский край?
Я очень хотела попасть на Дальний Восток России. В 2007 году впервые появилась возможность побывать в Сихотэ-Алинском заповеднике в рамках производственной практики. Меня поразила красота этих мест: сочетание гор и моря, насыщенность экосистем разными формами и видами жизни, абсолютная дикость природы и аутентичные, интересные люди, увлеченные своим делом. Я занималась изучением палеолагунных озер побережья Японского моря. На их уникальность еще обратил внимание В.К. Арсеньев в своих путешествиях по Сихотэ-Алиню.

Чем ты занималась в заповеднике?
Изучала разные по возрасту пояса растительности вокруг озер и проводила определение их возраста в связи с геологическими картами и глубиной почвенного слоя. У меня получилось определить, как эволюционировали растительные сообщества по мере отрыва древних лагун от моря и их опреснения и превращения в озера. 

Также я, к своему огромному сожалению, увидела, что происходит в Приморском крае — как варварски выпиливаются леса, как и в каких масштабах браконьеры убивают рыбу, морских обитателей и животных. Я увидела, что экономика региона в основном держится на эксплуатации и уничтожения этой уникальной и ранимой природы, которая сохранила столько третичных реликтов. 

Я подумала, что можно использовать природные ресурсы более рационально, в том числе развивая экологический туризм в регионе.

 

А что произошло дальше? Как ты попала в сферу экотуризма Приморского края?
По приезде в Москву моя страсть к Приморью не пропала — я прочитала все книги Арсеньева, и мне захотелось глубже узнать этот регион: побывать в горах, тайге и пройтись по тропам Дерсу Узала. После окончания университета я устроилась работать в заповедник, где продолжала заниматься исследованием растительного мира и попутно проводила экскурсии для туристов по территории заповедника.

Мне очень понравилось рассказывать людям о природе и обращать их внимание на что-то уникальное и редкое. Я с 16 лет занималась в секциях спортивного туризма, имела большой опыт в организации быта и безопасности на маршруте. У меня возникла идея создать маршруты по Приморью, в которых бы сочетался активный и экологический туризм.

То есть такие путешествия, в которых люди, не испытывая больших бытовых трудностей, могли бы познакомиться со всем разнообразием экосистем Сихотэ-Алиня, узнать новую интересную информацию и побывать в самых уникальных с точки зрения эстетики и научной ценности местах. Мы с моими единомышленниками начали воплощать эту идею в жизнь — досконально изучили регион, создали маршруты и нашли много откликов людей, желающих также погрузиться в мир Уссурийской тайги и атмосферу Японского моря. 

К нам приезжали очень интересные люди с разных уголков нашей страны и мира. А мы тем временем учились адаптироваться к погодным особенностям региона, оттачивали маршруты и делали их максимально безопасными и насыщенными.

 

Были ли экстремальные ситуации? Чем все в результате закончилось?

У нас один раз случилась экстремальная ситуация — мы заехали глубоко на север региона, чтобы посмотреть водопад Черный Шаман. В пути случился тайфун — выпала месячная норма осадков, поднялся уровень воды в реках, и река Малая Кема смыла огромный бетонный мост. Возвращение назад стало невозможным. Мост обещали отремонтировать только через 2 недели, а у наших туристов через несколько дней были билеты назад в Москву. Помимо нас перед мостом собралось порядка 40 человек — местных жителей, которые также не могли вернуться в цивилизацию. 

У нас был спутниковый телефон, мы связались с МЧС и за нами абсолютно бесплатно прислали вертолет и эвакуировали всех людей. На вертолете на низкой высоте мы пролетели над разлившимися реками и массивами тайги, погруженной в туман — было очень красиво наблюдать за стихией сверху. В итоге туристы были очень довольны таким окончанием поездки.
 

А как с дикими животными на маршрутах? Вы видите тигров?

Если идти группой, вероятность опасной встречи с дикими животными стремится к нулю. Мы также на всякий случай обязательно берем с собой фальш-фейеры (средства самообороны). Некоторые туристы, особенно иностранные, хотят во что бы то ни стало увидеть тигров в лесу, но наша задача этого не допустить.

Тигр — очень умное и сильное животное, он чует человека за много километров и не хочет встречаться с ним

Мы в свою очередь должны уважительно к нему относиться: не лезть в его жизненное пространство и не пытаться его увидеть и сфотографировать. В Приморье есть замечательный сафари парк, где проходят реабилитацию раненные животные, тигрята-сироты и другие звери, которые самостоятельно не могут жить в природе. Там как раз и можно увидеть тигров, гималайских медведей и дальневосточного леопарда в условиях, приближенных к реальным. С навесного моста над лесным вольером можно абсолютно безопасно сделать прекрасные фотографии амурских тигров!

 

Чем вы занимаетесь на маршрутах? Есть ли у вас морские программы?

На маршрутах мы совершаем морские путешествия: на лодке посещаем птичьи базары и лежбища нерп и сивучей, смотрим на разноцветные скалы, кекуры и водопады, срывающиеся в море. Гуляем по побережью, купаемся и плаваем с маской и трубкой в местах с красивым подводным миром, ищем гребешки и морских ежей, собираем морскую капусту и готовим это на ужин. Стараемся представить себя на месте Арсеньева и Дерсу, насколько это возможно в современном мире.
  
Вы посещаете горы и горные регионы?

Да, мы восходим на вершины горной системы Сихотэ-Алинь, чтобы увидеть все пояса растительности от широколиственных лесов через кедрово-широколиственные и темнохвойные леса до зарослей кедрового стланика и горных тундр. С вершин открывается фантастический вид на бесконечные синие горы и хребты. Мы совершаем треккинг в лесах Сихотэ-Алиня к водопадам и горным останцам. Эти леса полны третичными доледниковыми реликтовыми видами растений, здесь обитают амурский тигр, харза и дальневосточный леопард — одни из самых редких видов животных на планете.



А что еще интересного вы посещаете в Приморье?

Также мы путешествуем к диким островам, посещаем пещеры, древние вулканы, лагунные озера, мысы и скопления кекуров, реки с каньонами и водопадами и много другого. 

Что для тебя значит Сихотэ-Алинь по прошествии стольких лет путешествий?

Сихотэ-Алинь — это очень многомерный и глубокий мир, который все еще продолжает открываться передо мной и перед нашими друзьями, приезжающими совершить свое собственное путешествие в этот уникальный и дикий регион нашей планеты!
 

Если вы тоже хотите увидеть заповедные аквамариновые бухты, понаблюдать за дикими животными и пройти треккинг среди многометровых водопадов и таежных лесов, выбирайте путешествие! Напишите нам на [email protected] или позвоните по телефону +7 (495) 104-64-36.  

Благодарим за помощь в подготовке интервью Асю из TripSecrets. Авторы фотографий Елизавета Рец и Александр Хитров.

Поможем подобрать тур