1. Главная
  2. Журнал
  3. Проверено на себе: Горная Шория

Проверено на себе: Горная Шория

03.03.2023

Горная Шория — затерянный таежный мир посреди Кемеровской области. Регион, который мог бы стать вдохновением для сэра Артура Конан Дойла, прячется между Алтаем и Хакасией. На родину шаманов и в гости к хозяину тайги отправилась эксперт по путешествиям Елена Лавренова. Она проверяла наш тур по Горной Шории. Его программа звучит как идеальный план для летнего путешествия. Убедитесь сами — перед вами путевые заметки Лены.

Как у вас с географией? Мне нравился этот предмет в школе, и я думала, что хорошо его знаю. Сейчас туризм — моя работа и любимое дело жизни. И, казалось бы, теперь география — сфера, в которой я — профессионал. Но наша страна таит в себе столько сюрпризов!

Год назад мне на почту пришло письмо почти что из Хогвартса. В нём была турпрограмма в неизвестном мне регионе России — Горной Шории. Оказалось, что горное сокровище спрятано почти в самом центре Евразии, в Кемеровской области. История, традиции и гордый дух шорцев ох как манят. «Мне срочно туда нужно!», — решила я и села в самолет.

Скорей, в тайгу

Отправная точка нашего путешествия — Новокузнецк. Оттуда до столицы Горной Шории Таштагола около 2,5 часов в минивэне, и от пейзажей за окном было не оторваться. 

Таштагол — небольшой городок, окруженный пологими невысокими горами с извилистой, петляющей через весь город рекой Кондомой. Задержаться здесь стоит хотя бы на денек — побродить по тихому центру, вдохнуть предгорный воздух, замедлиться, полюбоваться величественной «Золотой Шорией» — знаменитой работой скульптора Даши Намдакова.

Обязательно зайдите в местный музей этнографии и природы. Вы не найдете там современной экспозиции с интерактивными экранами, но зато погрузитесь в историю, традиции и особенности жизненного уклада шорцев.

На следующий день мы отправляемся на «край цивилизации», где заканчиваются дороги. Дальше передвигаться можно либо по реке Мрас-Су — главной водной артерии Горной Шории, либо пешком. 2 часа по приличной грунтовке, и мы в большом живописном селе, раскинувшемся на пересечении сразу трех рек, — Усть-Кабырзе.

Гуляя по поселку, любуясь окрестными пейзажами и наслаждаясь таежным воздухом, вы никогда не заподозрите, что именно здесь было основное поселение одного из подразделений ГУЛАГа — Шорлага. На месте бывшего лагеря теперь музейный комплекс «Трехречье». Экспозиция рассказывает и об истории освоения этих мест русскими купцами, и про развитие Кузбасса, напрямую связанное с Шорлагом и массовыми репрессиями.

Дети тайги

Современные шорцы — потомки тюркских племен, живших в Великом каганате, который захватывал в том числе территорию Кемеровской области. Их предки были искусными кузнецами (да, именно поэтому Кузбасс так и называется), металлургами и, конечно, охотниками — в царские времена шорцы платили дань короне пушниной. От предков шорцы унаследовали гостеприимство, искреннее любопытство к людям и фантастическую национальную кухню.

Знакомство с шорцами мы начали сразу же в Усть-Кабырзе. Нас ждали в гости поэтесса и художница Любовь Арбачакова и ее супруг — эколог Александр Арбачаков. Под чутким руководством художницы мы рисовали медведя — хозяина тайги и священного зверя для шорцев. Пока мы ваяли свои шедевры, Александр рассказывал о создании Шорского национального парка и о сокровищах, что скрыты на его просторах, которые нам еще предстояло увидеть.

Когда мы прилично проголодались, оказалось, что ужин надо приготовить самим. Мы отправились к шорской хозяйке, чтобы постичь азы национальной кухни. 

На ужин мы лепили пелбены — что-то среднее между пельменями и варениками. По форме они похожи на вареники, но выглядят изящнее. Начинка — мясо с луком и мелко порубленным салом. В этом секрет невероятной сочности пелбенов. 

К пелбенам хозяйка подала нам шорский васаби. Это острая закуска из колбы (медвежий чеснок, он же черемша), соли и подсолнечного масла. Если вы любите острые ощущения, вы пропали, как пропала я. Подарила себе баночку этого пикантного лакомства! Так прошел день нашего первого погружения в Горную Шорию. А впереди нас ждали совсем дикие, не тронутые человеком места.

Кедровая река

Мы продолжили путь по реке Мрас-Су на специальной шорской лодке — длинной, узкой, с очень мелкой осадкой, чтобы была возможность пройти любые пороги и мели. Ранним утром мы отправились вверх по Мрас-Су на кордон нацпарка. Само по себе путешествие по реке — это уже настоящее приключение. Мрас-Су извилиста, и за каждым поворотом ждут сюрпризы: впечатляющие скалистые пейзажи, внезапные маленькие живописные острова, краснокнижный аист, стаи уток, отрабатывающие синхронные пролеты. По берегам растут кедровые леса — они и дали название реке.

Мрас-Су не похожа ни на одну из рек, которые я видела. Она напоминает молодую шорскую красавицу с переменчивым характером — так же прекрасна в изгибах, полна синевы в глубоких водах, игрива на перекатах, норовиста на поворотах и ласкова в небольших заливах, где мы купались. Мрас-Су — один из символов Горной Шории. Вдоль нее сосредоточена жизнь в маленьких деревушках, она же — главная артерия Шорского национального парка.

Но не меньше, чем сама река, нас привлекают те природные «жемчужины», которые есть на ее берегах. И первое место, куда мы направляемся, — пещера Грандиозная. Вход в пещеру с воды кажется совсем небольшим. Но когда ты забираешься наверх по узкой тропке, где вместо ступеней корни и валуны, то понимаешь, что на самом деле это портал почти с дом высотой.

Он ведет в огромный — действительно грандиозный — грот, первый из трех этажей пещеры. Общая протяженность скалистой красоты и прохлады — больше 100 метров. Исследователи до сих пор не проверили до конца все ходы и ответвления, так что Грандиозная явно преподнесла еще не все сюрпризы.

Затем мы совершили финальный рывок на кордон парка Карчит, где нас ждал уютный гостевой дом, жарко натопленная баня и вкусный ужин. Что еще нужно путешественнику после насыщенного впечатлениями дня!

Рассказали, почему Горная Шория — это сердце тайги, о быте и фольклоре гордого народа и о том, как жить в гармонии с природой по-шорски →

Поселок вне времени

На следующий день был запланирован длинный и насыщенный переход вниз по реке до поселка Усть-Анзас. Ранним утром мы погрузились в лодки и двинулись вниз по реке, созерцая вековое спокойствие природы, пока не дошли до первой остановки у водопада Сага и смотровой площадки. Оттуда открывается шикарный панорамный вид на долину Мрас-Су. 

Еще один лодочный переход, и мы добрались до Усть-Анзаса — главной цели нашего путешествия по Шории. В Усть-Анзасе время не просто остановилось. Его здесь как будто нет совсем. Ты идешь по деревне, и все, кого встречаешь, здороваются с тобой. Видны ухоженные огороды, цветут цветы, гуляют кошки, журчит река, возвращаются домой коровы, которые пасутся сами по себе в окрестностях поселка. 

И ты вдруг понимаешь, что сейчас здесь так же, как было сотню лет назад и, скорее всего, то же самое будет еще через 100 лет. И становится так тихо и спокойно, что хочется лечь на траву под кедром и замереть, остановив и свое время тоже, и просто смотреть, как плывут в небе облака, и слушать кузнечиков в траве. При современном темпе жизни это бесценное ощущение — редкое, уникальное. И если вам удастся его поймать, считайте, что вы — счастливчик!

Следующий день мы провели на шорской пасеке. Ее хозяин Фёдор — потомственный пчеловод, медом занимались и его отец, и его дед. Для настоящего пасечника пчелы — полноправные члены семьи. Им требуется много заботы и уважения, и оставить пасеку хотя бы на один день — непозволительная роскошь.

Труды окупаются сторицей. Попробовать шорский мед — ни с чем не сравнимое удовольствие. В восторге были даже люди, которые к меду относятся очень спокойно. 

Кулинарное разнообразие поездки продолжил хариус, приготовленный по особому рецепту. Пообщавшись с хозяйкой о кулинарных шорских традициях, мы, абсолютно счастливые, поблагодарили это волшебное место и его жителей за гостеприимство и отправились в обратную дорогу.

На вершине мира

Впереди нас ждал Шерегеш, известный большинству как горнолыжный курорт. И, конечно, канатная дорога. Виды с нее открываются головокружительные, и мы были в нетерпеливом предвкушении того, что нас ждет дальше. А дальше — путь через прекрасные альпийские луга, усыпанные ярко-розовыми шариками — ароматным маральим корнем. 

Луга сменяет карликовое редколесье из березы и кедрового стланика. Для меня такие предгорные пейзажи — один из самых красивых ландшафтов на планете. По пути нам «подмигивают» Верблюды, гранитные останцы вулканического происхождения.

И вот мы на вершине — обзор на 360 градусов такой, что от восторга и счастья плакать хочется. На какое-то время замираем и просто молча любуемся. На вершине горы ты всегда один на один с мощью природы. И ты словно разговариваешь со всем миром сразу — откровенно, как с самым близким другом. К каким мыслям приведет этот диалог вас? 

Неожиданный Новокузнецк 

Путешествие подходит к концу, но остается сладенькое на закуску — Новокузнецк, о котором я не знала ничего. Этот город называют негласной столицей Кузбасса. Он сочетает, казалось бы, несочетаемое. Его безусловной индустриальности противостоят широкие улицы, утопающие в зелени, продуманная архитектура в классическом стиле с примесью ампира и вкраплениями конструктивизма, невероятная чистота, атмосферные рестораны, отличные гостиницы. 

Сердце города — Новокузнецкий металлургический комбинат, магнум опус инженерной и архитектурной мысли. Он поразил мое воображение. Впрочем, не только мое. Энтузиазм строителей комбината, возводивших здание почти век назад, ошеломил Владимира Маяковского. Именно о них он написал «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Задержаться в Новокузнецке однозначно стоит хотя бы на один день. Уверена, здесь каждый найдет то, благодаря чему сможет назвать город уютным и обаятельным.

Посмотрите программу нашего тура. Если появятся вопросы, позвоните по телефону +7 (495) 104-64-36 или напишите на [email protected]. Будем рады ответить на ваши вопросы и организовать идеальное путешествие в самое сердце заповедной тайги.

Поможем подобрать тур