Журнал RussiaDiscovery

Пишем о России, чтобы родная земля перестала быть Terra Incognita.

topchaeva
bobir
konstantin

Авторы

Скоро

Сотрудничаем с мастерами слова, влюбленными в путешествия.

Истинная свобода среди красноярских скал

Интервью с альпинистом и столбистом Николаем Захаровым

Интервью
18.01.2024
14 минут
5495
Истинная свобода среди красноярских скал

Посреди тайги в Красноярском крае спят древние скалы — их называют Столбами. В этих местах родилось лесное братство скалолазов, для которого свобода — главная ценность и главный закон. Многие столбисты становились профессиональными скалолазами и альпинистами, привнося философию своей субкультуры в большой спорт.

В их число вошел красноярец Николай Захаров — мы поговорили с ним о юношеском авантюризме, о том, чем столбисту грозят калоши и как живут в Сибири «потомки кандальников и каторжников».

Николай Захаров — мастер спорта международного класса по альпинизму, мастер спорта по скалолазанию, заслуженный тренер России. Неоднократный чемпион СССР и России в высотном, техническом и скальном классах.

Награжден медалью ордена «За заслуги перед отечеством II степени» (2002), дипломом Олимпийского комитета России «Честная игра» (1996).

На вершине пика Чкалова в Антарктиде, 2003

Всем на зависть, дамам восхищенье

Я впервые пришел на Столбы в 1965 году, в 11 лет, — меня и брата привел туда отец. Он сам столбистом не был — а был таким же крестьянином, как и мы все, отвоевал Великую Отечественную. Привел просто показать, а потом мы стали убегать на Столбы. Утром уходили, а вечером возвращались, и никто нас не искал — родители не знали, что мы там. Мы говорили, что поехали на рыбалку, а сами шли лазать по скалам — и так всё началось. 

Я наблюдал за скалолазами и спортсменами, а потом мы познакомились, друзьями стали. Будучи совсем юными, с неисчерпаемым духом авантюризма, лазали в сапогах, резиновых плащах и шляпах, с папиросой в зубах, — это круто тогда было. «Беломорину» закуриваешь, залезешь по Зверевскому ходу на скалу Перья, а потом спускаешься вниз головой по шкуродеру с папиросой, дымящейся во рту, — красота! Всем на зависть, дамам восхищенье!

Шкуродер — это узкий лаз: две вертикальных больших скалы, а между ними, допустим, сантиметров 50–60 расстояние. Мы там всегда спускались в солдатских шинелях, чтобы не царапаться, — причем с огромной скоростью: просто скользишь и летишь, внизу тормозишь, чтобы о землю не удариться.

Мы всегда с пацанами лазали без страховки, безо всякой веревки, и постепенно привыкли. В разном возрасте скалолазание по‑разному воспринимается. Сначала парням важно самоутвердиться: среди сверстников пролез через что‑нибудь страшное, опасное — всё, герой! Тебя уже уважают.

Красноярские Столбы

Позже появились хорошие учителя, которые научили тренироваться, научили дисциплине, научили правильно, честно относиться к жизни. Когда я поступил в институт, мне хотелось найти секцию или клуб, чтобы поехать в горы. На Столбах я к тому времени уже через самые опасные ходы без страховки пролез. 

И вот в декабре 1972 года мы с другом‑одногруппником Володей Лебедевым лезем в валенках, полушубках, шапках на Второй Столб — без страховки, по обледенелым скалам, в -40. Вдруг встречаем мужика, сидящего на скале с кучей веревок: народ возле него, молодежь страховки делает. Подбегаем к нему, он говорит:

— Вы кто такие, откуда?
— С Политеха мы. 
— Ничего вы даете, в валенках. Приходите в четверг к нам на лекцию.
— Да какую еще лекцию? — а нам всё это уже надоело, хотя мы были еще на первом курсе.
— Про горы будем рассказывать.

Мужик оказался Владимиром Александровичем Трониным — преподавателем из нашего института. Столбовская кличка у него была Боб Кувалда — потому что был здоровый и крепкий, наверное.

Пришли мы на лекцию, читает ее альпинист‑второразрядник Саша Михалёв, важный такой, а мы — новички, но книг уже начитались. «Эверест — высочайшая вершина мира», — говорит Саша, а друг мой Володя перебивает: «Скажите, а китайцы в 1960 году поднялись на Эверест?» А Саша не знает ответа…

На пути к вершине Эвереста

С этого всё началось. Потом тренироваться стали в спортзале, я сразу начал тренеру помогать, разминку проводил. Фактически все выдающиеся скалолазы‑альпинисты в Красноярске — это выходцы со Столбов. Вообще, сильные альпинистские команды у нас складываются в том числе потому, что коллектив формируется еще на скалах. 

Волки и бараны

Я 10 лет работал тренером, не получая зарплату. Днем ты на заводе, вечером — в спортзале, а в субботу — на скалах. Это бесплатно было, никто о зарплате и не мечтал. Это была почетная общественная работа.

Первым моим большим путешествием стала Альпиниада в Тыве в феврале 1973 года. Это было массовое мероприятие, где мы проходили обучение по программе, а потом совершали восхождение.

Сначала мы летели на самолете АН-24 до поселка Кызыл‑Мажалык, потом — на кукурузнике до села Мугур‑Аксы. Затем шли пешком три дня до пограничной заставы — под гору, через снега и льды, с тяжелыми рюкзаками. А ночью на нас напали волки — утащили туши баранов, которые мы брали на сборы для пропитания! С нами были ребята из других секций и институтов, человек 60, и у всех баранов утащили, а мы своих двух подвесили на дерево репшнуром, и мясо осталось только у нас. Вот такие приключения!

Гималаи: слева — Лхоцзе, справа — Эверест

Добрались до горы, она высокая — 3976 метров. В Тыве мороз, живем в палатках, на занятия идем на гору в валенках, а к ним привязаны кошки. Мы, веревками обмотанные, лезем наверх — такие моменты запоминаются. Потом много всего было: Гималаи, Памир, Тянь‑Шань… Все спортивные мероприятия, связанные с чемпионатами, это серьезные восхождения с акклиматизацией.

Мы выезжали в Южную Америку — на Аконкагуа, на Камчатку, это уже просто с друзьями своей компанией. Да и сейчас продолжаем ездить — вот из Крыма приехали, ходили на гору Сокол разными маршрутами. 

Сжигали избушки, тушили лес

Моя столбовская компания называется Эдельвейс. Мы уже 50 лет вместе, и я не помню, чтобы хоть раз кто‑то поругался. Можете себе представить? В какой‑то момент приходит понимание, что здесь, на Столбах, ты уже свой человек, это твой второй дом, а иногда и первый. В какой бы точке земного шара ты ни находился, всегда хочешь домой вернуться: сразу бежишь на Столбы с друзьями встретиться.

Главное — это люди. Сейчас мне уже восьмой десяток, с некоторыми столбистами я дружу с юности. Всё еще общаемся, на Столбах очень много семей образовалось, появились дети, внуки. В общем, жизнь у нас такая — она интересная и, главное, очень активная. Не бывает такого, чтобы мы друг от друга устали. 

Компании формировались по‑разному: например, из молодежи, которая работала на одном заводе или училась в одном заведении. Наша компания — из Политехнического института. Мы все занимались в секции альпинизма, каждый сначала ходил на Столбы поодиночке, или с родителями, или еще как‑то, а потом стали вместе. У нас появилась избушка, мы начали туда приходить и тренироваться, и дни рождения отмечать, и просто время проводить.

Это, кстати, эксклюзив: избушка не у каждого может быть, сейчас их всего 12 штук. Некоторые компании и без избушек живут, а по наследству они почему‑то редко передаются. Меняется время, и у молодежи появляются другие интересы. Сын с удовольствием ходил со мной в избушку, а потом повзрослел — и появилась своя компания, сюда уже все не влезут. Дети вообще редко ходят в компании, хотя в каждой есть один‑два человека из столбовских «династий».

В Тибете с ламой

Были у нас еще стоянки с костровищами, но сейчас с этим стало более строго — там особо охраняемая природная территория. Любой самострой запрещен категорически, а стоянки разрешены только в кемпингах, в определенных местах, где можно костры жечь. Избушки наши сжигали, ломали; нас выгоняли с милицией, солдаты там много раз бывали. Но мы победили всех. 

Мы, конечно, нарушали закон, строили всё равно избушки: например, на моем счету семь. Мы всех победили, потому что эти традиции возникли еще в XIX веке, когда заповедника не было. Мы даже письмо писали президенту, и он поручил привести эти законы в соответствие с традициями местных жителей. 

Сейчас всё более‑менее образовалось — заповедник взял наши избушки под крыло, мы всё равно ими пользуемся. Чтобы законно существовать на особо охраняемой природной территории, надо было привести дела в порядок. 

Сейчас пришло очень хорошее руководство заповедника: мы нашли общий язык, помогаем друг другу. Мы же, по сути, тоже охраняем эту территорию: сколько пожаров потушили! Без нас бы давно заповедник сгорел, потому что, если где‑то происходит возгорание, огонь распространяется очень быстро по сушняку. Пока пожарные, пока вертолеты, пока чего; а мы уже там и быстро тушим. Я тушил, наверное, около десятка пожаров. Ну и вообще — это же природа, это наш дом! Это хорошая традиция — охранять ее. 

Первая сложная стена — Фанские горы в Таджикистане, 1978

Кушаки и фески

Вообще традиций у столбистов много — например, встречать на скалах закат и рассвет. В хорошую летнюю ночь там часто остаются с гитарой. Еще важно гостеприимство: если к нам кто‑то приходит, обязательно его надо принять. Это у нас перешло и в альпинистские команды. Есть высказывание о том, что выше 8000 метров в горах морали не существует. У нас, в Красноярске, никогда никого в горах не бросали: если случилась травма или еще что, сразу наши активисты бегут на помощь.

На Столбах много талантов: у нас ходят доктора наук, у нас ходят артисты, у нас ходят художники. Здесь рисовал знаменитый художник Ряузов, еще Каратанов давно‑давно. Они выросли на Столбах и питались этой красотой. 

Питался и язык — здесь родилось много особенных выражений и словечек. Вот, например, знаете, что такое на Столбах карман? Это зацепка на скале, такой уступ, за который можно хорошо взяться рукой. А сопля — это маленький карман, за который можно ухватиться тремя пальцами, например. Ненадежный то есть. А вот пупырёк — это совсем маленький карман, за который можно взяться одним пальцем. С помощью такого зацепа выходишь на очень тонкое лазание: можешь удержаться, а можешь и сорваться.

Иллюстрации к повести Юрия Короткова «Абрек»

Названия скал — это тоже наш фольклор! Если скала по форме напоминает деда — значит, будет Дед; если такие высокие скалы, похожие на птиц, значит — Перья. Есть Митра — похожа на шапку священника. Есть названия Такмак, Каштак — они тюркские, еще от киргизов остались. Речки тоже: Сынжул, Инжул; много тюркских названий. В ходу на Столбах и прозвища: я, например, был Курбаши (так называли командиров басмачей); были Тундра (из‑за азиатской внешности), Прокурор (по роду деятельности) и много кто еще.

Когда‑то давно была и столбовская мода, я этого уже не застал. В мое время уже особо не носили традиционную одежду. Ну, были еще шаровары, рубахи просторные разноцветные. Кушаком подпоясывались — это кусок ткани длиной в несколько метров, лента такая. Оборачивали ее вокруг пояса и лазали. Если нужно было подстраховать кого‑то — опускали кушак, а человек за него придерживался. С веревками же раньше на Столбы не ходили. 

Была, например, компания Абрек — они ходили в безрукавочках и турецких фесках. А так — полушубки драные, вывернутые наружу… Чего только там не было! Девчонки полушубки коротенькие зимой носили и длинные, до пяток, юбки. И в них они ловко лазали по скалам — смотрелось очень экзотично.

Иллюстрации к повести Юрия Короткова «Абрек»

Инициация и наказание

Есть своеобразное посвящение в столбисты. Когда человек приходит на Столбы впервые, поднимается с кем‑нибудь на первую скалу — она большая, высотой метров 80, и есть там около ста разных маршрутов. Некоторые очень простые, любой поднимется, если не сильно боится. Когда он достиг вершины, проводится обряд — «калошевание».

Раньше по скалам лазали в резиновых калошах, и вот их снимали, клали пацана или девчонку на камень на живот и били по ягодицам калошами со всей силы. Посвящаемый должен был сказать спасибо — пока не скажет, обряд не прекратится. Но это не наказание, а особая честь. Хотя за дурной поступок, если человек, допустим, что‑то украл, его тоже били калошами — но так, что он потом неделю сидеть не мог.

Еще раньше было наказание с муравейником, сейчас про такое уже не слышу. Если человек украл что‑то, с него снимали штаны, садили его на муравейник, привязывали к дереву и оставляли на полчасика. Больше он не воровал никогда. Это же помощь правосудию! Ну, у нас в компании никто ничего не воровал, хотя иногда в избушку кто‑то наведывался и всё оттуда вытаскивал. Если взял еду — значит, скорее всего, голодный беглый каторжник. Тут святое дело, человека подкормить надо, кем бы он ни был.

Юность и альпинизм

Движение чиновников и сторожей

На Столбах иерархии нет — тут равенство, а положение человека в светской жизни не имеет значения. Слесарь ты, сантехник, прокурор, президент какой‑нибудь компании — неважно. Конечно, если придет мэр города, к нему отнесутся с уважением, но судят на Столбах не по статусу — по человеческим качествам. 

Безусловно, обязательное занятие — лазание по скалам. Тот, кто хорошо это умеет, особенно без страховки, вызывает уважение. Но самое главное — отношение друг к другу: доброжелательность, способность делать что‑то хорошее для друзей и не только. Такое на Столбах сразу чувствуется. Если, например, к нам придет жадный человек, то долго не продержится: его никто не будет прогонять, но потихоньку с ним перестанут общаться, и он уйдет сам. 

Никаких особых знаков отличия у нас нет. Здесь человека знают и уважают только благодаря тому, на что он способен, и всё это из уст в уста передается. Это как у инков было — величайшая цивилизация куда‑то испарилась, письменности не было, и источников не осталось. Они просто ничего не забывали.

Северная стена Хан-Тенгри, 1988

На Столбах примерно так же, хотя есть о них и книги, и песни. Гитара — это святое дело: чаще всего в каждой компании есть тот, кто поет, пишет песни столбовские. Юрий Бендюков писал великолепные песни. Он еще гитары делал — к нему очередь стояла, для нас это что‑то вроде скрипки Страдивари.

«Бы-бы-бы»

Полная свобода человеческая

Лазание — это не просто физическое упражнение, это единение с природой. Столбисты, которые это поняли, очень остро ощущают такое. Люди в основном ходят только по тропам, а в сторону шагу ступить не могут — страшно. Мы же живем в этой природе, мы в ней — дома. Мы даже в тайге ориентируемся, как птицы, по магнитным линиям: нам не нужен компас. Это полная гармония. Залезаешь на скалу, где еще никогда не был, а она теплая, нагретая закатным солнцем. И вдруг накатывает на тебя: какая красота! 

У нас соболи бегают, прямо из рук берут еду. Глухарь здоровенный подходит: «Дай поесть!» Смотришь на него: «Ну нет ничего», а он раз — и клюет тебя: настаивает. Медведей у нас много, но мы с ними живем уважительно, и сами они знают, куда им ходить не надо. 

С друзьями

Грызни везде хватает: и в семьях ругаются, и на улицах грубиянов полно. Это искоренить почти невозможно, а на Столбах — получилось. Кажется, всё просто? А вы попробуйте так пожить, ни с кем не поругавшись: это очень сложно. Нужно просто понять это и проникнуться к человеку любовью. Но при этом у нас, на Столбах, каждый может за себя постоять — кулаки у всех находятся где надо. Ребята лихие, это же Сибирь — мы потомки кандальников и каторжников. Здесь никогда не было крепостного права, в деревнях было самоуправление.

Это накладывало отпечаток свободы, а у нас, на Столбах, она истинная. Это не значит, что мы свободны от закона, — но когда ты залез на скалу, на сложный ход, это полная свобода человеческая. Над людьми, которые лазают без страховки, никто не властен. Вообще никто.

Шаг не так сделал — упал, разбился. Сложный или опасный маршрут у нас называют ход или лаз. К нему можно готовиться месяца два и всё не решаться — и только потом полезть. Для этого люди медитируют даже. Надо просто привыкнуть к мысли, что ты должен, и потом решаешься и лезешь.

Законы мы, конечно, соблюдаем. Я директор небольшой спортивной школы, у меня 220 детей занимается — мы же их воспитываем, подаем пример. На Столбах просто можно расслабиться. Тут поступки ты измеряешь только понятиями своей философии — как ты относишься к друзьям и природе.

На Красноярских Столбах

Конечно, Столбы — это еще про приключения и испытания себя. Про похождения наши написано много рассказов — так и называются: «Столбовские байки» или «Столбовский треп». Своих «Войны и мира» и «Тихого Дона» у нас, конечно, нет, но, например, актриса и режиссер Елена Цыплакова хотела про Столбы снять фильм. Она прочитала повесть «Абрек» и приезжала к нам, встречалась со столбистами, но что‑то в итоге не получилось. 

Чтобы понять столбизм, надо здесь пожить около года: полазать по скалам, влиться в компанию, послушать разговоры, чтобы на тебя не обращали особого внимания; попьянствовать где‑то даже. Тогда вы повеселитесь, и поймете эту жизнь, и сможете снять хороший фильм.

Если хотите увидеть Красноярские Столбы — посмотрите наш тур к берегу Енисея. Вы не только посетите скалы, но и познакомитесь с Красноярском и его окрестностями.

Над статьей работали
Даша Зверева
Интервьюер
Ира Москвитина
Редактор
Эжена Быкова
Корректор
Подарите близким путешествие

На новогодние праздники

Подарите близким путешествие

Подарочный сертификат от RussiaDiscovery — это исполнение мечты, которое запомнится на всю жизнь.

Узнать подробности

Заметили ошибку или неточность?

Напишите нам

Смотрите также

Все статьи
Открыли раннее бронирование нашего флагманского тура на Шантарские острова

Открыли раннее бронирование нашего флагманского тура на Шантарские острова

28.11.2025
2 минуты
345
Как slow life становится приключением: жизнь и работа на плато Маньпупунёр

Как slow life становится приключением: жизнь и работа на плато Маньпупунёр

26.11.2025
14 минут
1025
Стражи Арктики: как живут и работают инспекторы заповедника на острове Врангеля

Стражи Арктики: как живут и работают инспекторы заповедника на острове Врангеля

13.11.2025
14 минут
1740
Новогодняя Антарктида: круиз RussiaDiscovery

Новогодняя Антарктида: круиз RussiaDiscovery

10.11.2025
17 минут
2004
Уфа: территория встречи Востока и Запада

Уфа: территория встречи Востока и Запада

9.11.2025
24 минуты
1713
Войти в «Бесконечную реку» дважды. Как основатель RussiaDiscovery знакомил с Антарктидой себя и сына

Войти в «Бесконечную реку» дважды. Как основатель RussiaDiscovery знакомил с Антарктидой себя и сына

5.11.2025
15 минут
2134