15.06.2023
Авторы документальных фильмов о дикой природе Дмитрий и Анна Шпиленки приступили к монтажу проекта «Камчатка. Рассказ в лисах». Позади три экспедиции в самые труднодоступные уголки Кроноцкого заповедника и 26 месяцев жизни в дикой природе. Теперь съемочная семья точно знает — «у каждого есть шанс». И это одна из главных идей фильма.
— Дмитрий и Анна, расскажите, как это: снимать дикую природу Камчатки?
Дмитрий: Это вечная гонка за светом и нередко — угроза для жизни. Нужно постоянно мониторить погоду, но она всегда меняется независимо от прогноза. Может затянуть туманом на несколько дней.
Красивый свет на Камчатке — редкость. Утром на рассвете есть лишь 20 минут до восхода солнца и 20 — после. А вечером — максимум четыре часа, пока совсем не стемнело. Но если лисы хорошо сотрудничают, невозможно остановить съемки и пойти на ночлег. Тогда возвращаешься в лагерь в кромешной тьме.
С героями тоже угадать трудно. У нас одну лучшую модель съел волк. Другую — рысь.
Анна: Добавьте к этому трудные условия жизни и огромную сложность в экстренном случае долететь на вертолете до Елизово или Петропавловска-Камчатского. С нами (иногда чудом) чрезвычайных ситуаций не случалось никогда. Мы даже не простудились ни разу, хотя большую часть зимы в 2022 году провели в домике, где –10 °С внутри.
В первой экспедиции после двухдневной лыжной разведки на пути к мысу Древних Стоянок нам пришлось переходить горную реку в месте впадения в Тихий океан, где волны встречаются с сильным течением реки. Прилив, уровень воды быстро поднимается. Если вынесет в океан — всё. Дмитрий перетащил вещи, а когда помогал переправляться мне, нас накрыло высокой волной. В болотные сапоги хлынула ледяная вода. Я не могла оторваться от грунта, волна несла меня в океан. Дмитрий чудом тогда нас вытащил.
Это было самое начало апреля: мороз, снег еще лежит. А мы раздеваемся до мокрого термобелья и идем весь день до горного модуля… Дошли, а там нет двери. Мы снимаем нары и привязываем их изнутри. Чтобы хоть как-то защититься от медведей, потому что от холода это никак не спасало. В таких ситуациях всегда выручают многолетний полевой опыт Дмитрия и вера в наш проект.
— Анна, вы же до этого не были на Камчатке, не ходили в походы...
Анна: В то время, когда я встретилась с проектом «Камчатка. Рассказ в лисах», я работала в одном из московских вузов, занималась танцами и живописью.
— Расскажите, пожалуйста, о ключевых моментах каждой экспедиции.
Анна: В 2020-м мы работали в условиях катастрофического недостатка бюджета и без главной камеры. Это был первый год съемок лис — мы тогда одновременно сидели в поле, имея только спутниковый интернет, и продвигали на фестивалях фильм «Нерка. Рыба красная» (удостоен более 80 наград, показан на 300 кинофестивалях в 50 странах — прим. ред).
Изначально мы собирались снимать удивительную пару: Пенелопу и Тайсона. Она рыжая, он почти черный. У него генетическая мутация. Монтажно в кадре красиво должны были смотреться. Но Тайсон пропал. А рядом с Пенелопой оказался трусливый Ветер.
В середине второй экспедиции, когда я сидела на холодной крыше землянки и смотрела, чтобы Диму не съели медведи, пока он снимает птиц из скрадка, мне пришла мысль: герой — Ветер. Он неудачник с самого рождения, но преодолеет все трудности. Потому что у каждого есть шанс. Поэтому во время второй экспедиции мы снимали, держа в голове эту идею.
Дмитрий: А в третьей экспедиции мы уже дорабатывали сценарий, снимали детали. У нас получилось заснять пиковое событие, которое объясняет, почему суперлиса Пенелопа выбрала неудачника Ветра — это одна из главных интриг фильма. Что это за событие, вы узнаете уже в кинотеатре.
— А что, кроме идеи, поддерживало и радовало вас во время съемок?
Анна: В полевых условиях важно иметь что-то из цивилизации, например сваренный кофе. Еще радовало улучшение быта: как когда мы купили палатку-шатер во весь рост, и нам не нужно было ходить по несколько километров с тяжелым грузом, чтобы снимать закат и рассвет. Мы ставили электрозабор от медведей вокруг палатки и оставались ночевать недалеко от лисьей норы.
Радовали уникальные кадры, снятые фотоловушками, и новое звукозаписывающее оборудование, которое зафиксировало такие звуки, каких нет ни в одной фонотеке. У меня по неделям расписано изменение тембра голосов лисят и разные эмоции. Лисенок, который недоволен отсутствием еды, и лисенок, который просит внимание, — это два разных звука.
Неописуемое счастье подарил момент, когда лисенок впервые вылез из норы и увидел нас. То есть мы были первыми существами, кроме мамы и папы, которых он увидел. Это не просто мило. Такие моменты меняют твою жизнь, твое сознание.
Дмитрий: В самой сложной — третьей экспедиции — помогала вера людей в наш проект. Нас поддержали Минкульт и несколько фондов, успешно прошел краудфандинг. Получилось купить уникальное оборудование. Поэтому надо было выкладываться на 1000%. Мы не могли себе даже выходные дать. Но предыдущие экспедиции не прошли зря: нам стали доверять Пенелопа и Ветер.
— Расскажите, пожалуйста, о Пенелопе и Ветре, главных героях фильма.
Анна: Ветер кое-как переживает свою первую зиму и встречает любовь — Пенелопу. Каким-то чудом он завоевывает сердце лисы. Испытания начинаются с первым потомством. Оказывается, Ветер боится своих лисят и прячется от них в кустах. Конечно, хищников Ветер боится еще больше. Но он должен преодолеть страхи ради своей семьи.
Дмитрий: Лисы — наша жизнеутверждающая идея. В фильме, я надеюсь, получится показать волшебство лис, в атмосфере которого мы жили эти три года. Если удастся донести до зрителя хотя бы 20–30% из задуманного — это уже будет хорошо.
— Когда состоится премьера «Камчатка. Рассказ в лисах»?
Дмитрий: Фильм будет готов осенью, точной даты проката пока нет. До премьеры идею фильма представляет большой выставочный проект. Фотовыставки о главных героях и их соседях, живущих среди великолепных пейзажей Камчатки, проходят в Москве, Санкт-Петербурге и на Камчатке. Эти яркие образы апеллируют к сердцу человека. Проект о лисах — про то, как найти в себе что-то чистое, светлое. И через это возродиться. Я верю, что лисы могут в этом помочь.
За актуальной информацией проката и другими новостями можно следить на официальном сайте проекта kamchatkafox.com
Расписание выставок «Камчатка. Рассказ в лисах» в Москве
- Аэропорт Шереметьево: 17 марта — до настоящих дней, закроется на усмотрение аэропорта
- Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева: 21 апреля 2023 — 1 марта 2024 года
- Музей-заповедник «Царицыно»: 3 июня — 3 июля
- ТЦ Мега: 4 июня — 4 июля
- Парк Горького: 1–31 августа
Выставка «Камчатка. Рассказ в лисах» в Санкт-Петербурге: Парк им. Кирова: 1–30 июня
Оставьте номер телефона
и мы обязательно свяжемся
Спасибо за обращение!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.