facebook
Попробовать новую версию сайта 
+7 495 800-8-800
Пн-Пт: 10:00-20:00
Сб: 12:00-16:00

Всероссийский конкурс туристических маршрутов «Открой свою Россию»

Агентство стратегических инициатив (АСИ) проводит всероссийский проект «Открой свою Россию», направленный на развитие внутреннего туризма. В его рамках проводится конкурс концептуальных туристических маршрутов

Элементами идеального маршрута и фишками, которые помогут путешествию выделиться среди других, в интервью АСИ поделилась Анна Булочникова, консультант по развитию территорий, ex-директор по консалтингу RussiaDiscovery. 

 

«Анна Булочникова — человек, который живет туризмом, работает в туризме и знает все о туризме. Она очень любит Россию и уверена, что россияне должны узнавать свою страну не на уроках географии, а в путешествиях. Задача же туроператоров — сделать эти путешествия доступными и комфортными. Она автор мастер-планов, концепций и стратегий развития туризма на Камчатке, Сахалине, в Якутии, Дагестане, НАО и других территориях России, победитель международных и федеральных конкурсов на создание туристско-рекреационных кластеров, автор тренингов по работе с трендами, созданию турпродуктов и искреннему сервису. Своими опытом и глубокими знания и пониманием туристической отрасли Анна делится с участниками всероссийского проекта АСИ по созданию концептуальных туристических маршрутов «Открой свою Россию», выступая ментором нескольких команд. 

Расскажите о наиболее ярких маршрутах России, которые вам удалось увидеть? В чем их особенность?

Для меня, как правило, имеет значение не сам маршрут, а регион. Мне повезло — я уже почти 20 лет профессионально путешествую по России и побывала во многих удаленных регионах. Мне удалось увидеть нашу страну в её невероятном многообразии, и потому я считаю яркими абсолютно все регионы. Для меня всегда важно сочетание природной составляющей, человеческого капитала, истории, культуры и традиций. В каждом регионе оно своё и потому неповторимое. 

 

А есть любимые регионы, в которые бы вам хотелось возвращаться?

Конечно. Я очень люблю Дальний Восток и Арктику, много раз там бывала. Я с огромным удовольствием продолжаю открывать для себя Сибирь, Кавказ, Урал, Центральную Россию. У нас в стране большое количество очень ярких маршрутов. И, на мой взгляд, выделить что-то одно абсолютно невозможно.

Каких маршрутов не хватает в России — архитектурных, исторических, природных? 

Наша страна богата природным, культурным и историческим наследием, и в ней есть множество людей, которые предлагают самого разного рода продукты. Поэтому я не считаю, что в нашей стране не хватает каких-то маршрутов. Их много, они разнообразные, яркие и интересные для самых разных туристов. Другое дело, что мы пока мало о них знаем. И потому мы могли бы использовать мировой опыт именно в продвижении наших маршрутов, в первую очередь для жителей нашей страны, для нашего внутреннего рынка.

Какие из российских маршрутов можно предложить мировому сообществу?

Прежде всего хотелось бы показать природную красоту нашей страны: просторы Сибири, Дальнего Востока, Кольского полуострова, Кавказа. Я считаю, что при правильном позиционировании и качественном сервисе, эти регионы могут быть наиболее привлекательны для иностранного туриста. Более того, я уверена, что абсолютно любой маршрут, любой регион может быть интересен иностранному туристу. Но для более массового привлечения иностранцев нам, конечно, еще нужно довольно серьезно поработать над сервисом.

 

У каждого маршрута должна быть какая-то фишка, которая бы позволила ему выделиться среди других и равных?

Лично для меня наиболее ценными в путешествии являются два вектора: взаимодействие с природой и с уникальными людьми. Получается такой обмен энергии с территорией и местными жителями, которые знают и любят ее, и готовы поделиться этой любовью и знаниями с туристами. Я могу привести очень много таких историй. Например, одним из наиболее ярких моих воспоминаний стало путешествие в Калмыкию с Алексеем Алёхиным и его командой «Золотая юрта».

Ребята повезли нас на лотосовые поля в дельте Волги. Это делают многие туроператоры, но фишкой Алексея является то, что они организуют поездку рано утром. На рассвете, когда лотосы только начинают раскрываться, капельки влаги, которые за ночь накопились внутри цветка, при солнечном свете начинают испаряться. Ночью они впитывают в себя масло лотоса, и потому по утрам всё вокруг благоухает. И вы чувствуете этот невероятный аромат, прикасаясь к толстым, кожистым лепесткам этого безумно красивого, идеального по своей форме цветка. Это длится очень короткий промежуток времени, но запах совершенно потрясающий, мы даже назвали его эликсир Вселенной. Масло лотоса сложно добывать, оно стоит очень дорого. Но когда вы чувствуете его запах, то понимаете, почему этот цветок является священным символом во многих религиях мира. Кажется, словно аромат лотоса сам по себе олицетворяет красоту. И это только одна из миллиона природных «фишек», которые можно узнать и почувствовать в России.

У нас огромная страна, поэтому какой вид передвижения вы бы советовали, как наиболее удобный, комфортный и безопасный для многодневных маршрутов?

Вы правы, для того, чтобы достичь интересных точек, часто нужно пересекать огромные расстояния. Но я считаю, что сейчас перемещение становится уже не просто необходимостью, не просто логистикой, а предметом впечатления. И потому важно ездить на интересных видах транспорта, например, на кочах по Белому морю, на верблюдах в барханах Калмыкии, на хивусах или трэколах по льду Байкала. Я считаю, что вопрос не в том, на чем перемещаться быстрее или удобнее. Важнее, чтобы это было интересно и через это можно было получить новый опыт взаимодействия с территорией, открыть и прочувствовать ее с новой стороны.

Каким вы представляете идеальный маршрут? Что в нем должно быть обязательно, а от чего можно отказаться? От чего, по вашему мнению зависит их успех и результат работы?

Идеальный — это маршрут, в котором есть большое количество эмоциональных якорей — особенных моментов, в которых сочетается несколько органов чувств, например, картинка и звук, запах и вкус. Чем больше эмоциональных якорей на маршруте, тем ярче он будет, тем большее количество туристов смогут им проникнуться. Потому задача людей, которые работают в туризме, проектировать эти моменты. Такие, например, как утренняя прогулка к лотосам в Калмыкии. Когда это не только красивая картинка, но и потрясающий аромат, и тактильные ощущения от прикосновения пальцами к еще холодному после ночи бутону. В такой момент включается сразу несколько органов чувств, и потому на уровне нейронных связей он запоминается очень ярко.

 

В чем по вашему мнению заключается успешная финансовая модель туристического маршрута? 

Я считаю, что нет никакого особенного секрета финансовой модели. По опыту общения с туроператорами со всей России, могу сказать, что финмодель попросту не может быть универсальной. Успех, скорее, заключается в том, чтобы оказать максимальный сервис, то есть заранее продумать все возможные эмоции и впечатления гостей, инвестировать в это время и силы, правильно «упаковать» в описании и подготовить команду, которая работает с туристами. Тогда для клиентов не будет вопроса цены и ценности, т.к. впечатления будут превосходить ожидания.

У вас есть какие-то рекомендации для участников Всероссийского проекта АСИ по созданию концептуальных туристических маршрутов «Открой свою Россию»?

Я рекомендую хорошо знать особенности своей территории и глубоко понимать мотивы людей, которых вы хотите привлечь. Правильная «упаковка» этих двух блоков — уже половина успеха. Остальное — это эмоциональные якоря и безупречный сервис.

Конкурс — это своего рода мощный инструмент изменения сознания у конкурсантов, когда они начинают смотреть на свои маршруты иначе. Но многие конкурсанты теряются во время публичных выступлений. Можете ли вы как-то поддержать их, сказать какое-то напутствие, чтобы окрылить их.

Мое главное напутствие при публичных выступлениях — быть искренним, и говорить от души, с позиции любви и знания. Вы создатели этого маршрута, покажите его, поделитесь своим вдохновением с другими, никто кроме вас не сделает этого лучше. Я считаю, что туризм — это диалог между людьми, которые знают и любят свою территорию, и людьми, которые хотят её познать и полюбить. И маршруты, которые мы проектируем в рамках конкурса, — лишь один из способов выражения этой любви. Поэтому и рассказывать о них нужно именно с этой позиции».