Журнал RussiaDiscovery

Пишем о России, чтобы родная земля перестала быть Terra Incognita.

topchaeva
bobir
konstantin

Авторы

Скоро

Сотрудничаем с мастерами слова, влюбленными в путешествия.

В Антарктиду — за приключениями: шеф-повар о жизни и работе за полярным кругом

«Дух открытий — то, что нужно, когда уплываешь в снежный край на год»

Интервью
21.02.2025
10 минут
890
Фото статьи

Ярослав Мальцев почти пять лет был шеф‑поваром на антарктической станции «Прогресс». За полярный круг его привело желание перезагрузиться и получить принципиально новый опыт: до поездки он работал в петербургском ресторане, а потом — на автозаводе.

Путь Ярослава к полярному кругу мог бы начаться еще в 2010-х. Но герой отправился в Антарктиду только в 2021 году — мечте нужно было время, чтобы сформироваться. Узнали у него, что помогло пойти навстречу цели и каково это — работать среди айсбергов и пингвинов.

Что это такое белое внизу?

Когда мне было пять лет, мы с бабушкой изучали карту мира. Я ползал по чертежам, рассматривал материки и страны, и мне всегда было интересно: «Что это такое длинное и белое внизу?» Это была Антарктида — далекая и загадочная. Можно сказать, что отчасти попал за полярный круг именно после занятий с бабушкой. Ведь тогда я открыл для себя недосягаемую снежную землю и впервые поймал себя на мысли: «Почему бы не повидать это место самому?»

А всерьез задумывался о поездке в Антарктиду несколько раз. Сначала — в 2010 году. Я тогда переехал из Барнаула в Санкт‑Петербург и устроился в два ресторана. Один из них — «Москва», он только открылся. В коллектив пришел Артём — приятный парень, до сих пор с ним общаемся. Он‑то и рассказал, что работал за полярным кругом еще в нулевых. Затем поделился историями о том, как жил среди айсбергов, китов и пингвинов. 

Я вдохновился. Но потом узнал, как много документов нужно собрать перед экспедицией. А еще — что мне предстоит работать минимум год и три месяца. Мечты о снежном крае пришлось отложить. 

Затем снова задумался о поездке за полярный круг в 2015 году. Тогда я оставил работу в общепите и несколько лет трудился на заводе Hyundai. Собирал машины, общался с бывшими коллегами по кухне, между делом развивал микробизнес — возил мед из Алтая. Но между делом размышлял, как бы проводил время в Антарктиде. Снова вспомнил, какая бумажная волокита ждет перед поездкой. И да, отложил цель на дальнюю полку. 

Мечта созревала и ждала своего часа

Устроил жизненную перезагрузку

В 2020-м понял: без экспедиции в Антарктиду мне никак. Ради нее я выдержу все сложности. Подтолкнула меня к этому решению обстановка вокруг: одни люди паниковали из‑за коронавируса, другие пытались заработать на переживаниях. Я же понял, что не хочу поддаваться тревоге или наживаться за счет других. 

Когда думаю о своем решении, вспоминаю одну аналогию. Знаете, у психологов есть тест с квадратами: нужно соединить фигуры на бумаге, не отрывая руку от листа. Сперва пытаешься не выходить за рамки, но в один момент тебя осеняет: чтобы выполнить задание, нужно действовать не по шаблону. И ты рисуешь линию за пределами одного квадрата — так идешь к следующей фигуре. 

Я вспомнил этот тест и осознал: надо, как и в случае с квадратами, выйти за привычные рамки, устроить жизненную перезагрузку, сбежать от хаоса на необитаемый остров. Так что за две недели, не напрягаясь, собрал все бумаги для поездки, прошел медкомиссию, сделал прививку от желтой лихорадки: нам предстояло проплывать через Африку, а там высокий риск подхватить эту болезнь.

Меня пригласили на собеседование, а после него сразу распределили на станцию «Прогресс». Помню, как удивлялся и радовался: она считается среди сотрудников одной из самых престижных, хотя все базы по‑своему хороши.

Просто «Прогресс» — это крупный логистический хаб, здесь много людей в сезон, и отсюда отправляются на станцию «Восток» санно‑гусеничные походы с зимовщиками и учеными. Зимовщики — это те, кто поддерживают работу станций в периоды затишья.

С другой антарктической станции — «Беллинсгаузен» — недавно вернулся молодой ученый Павел Чукмасов. Поговорили с ним о том, как мечты превращаются в чек‑лист и чем ценны экспедиционные трудности.

Некоторые сотрудники передумывают ехать, как только узнают о размере зарплат: в среднем они ненамного выше, чем в московских или питерских ресторанах. Но меня это не смутило: я отправился за полярный круг, чтобы повидать новые места и насладиться приключениями. 

Уверен, деньги — не лучшая мотивация, чтобы менять образ жизни. А вот дух открытий — то, что нужно, когда уплываешь в снежный край по меньшей мере на год. Так что в 2021-м я ступил на борт ледокола — и отправился за полярный круг.

Ярослав и команда за полярным кругом

Настрой на приключения спасал меня не раз

Я хорошо перенес первую экспедицию, меня почти не беспокоила морская болезнь. Даже шторм не был помехой: было по‑своему весело преодолевать силу непогоды. Тем более после тряски особенно сильно радовали периоды затишья. Только представьте: выходишь на палубу после качки, смотришь на закат насыщенного оранжевого цвета и видишь величественных китов. То, что показывают в кино, не сравнится с реальностью.

Вот другой случай, когда меня выручил не только настрой, но и подход коллег. Мы плыли в Антарктиду два месяца, пересекая Бремерхафен и Кейптаун: в этих городах обычно покупают овощи и фрукты. Пока привезешь их из Санкт‑Петербурга, они испортятся. 

Выяснил, что мне нужно координировать процессы, следить за закупками, вместе со всеми загружать товары. Было непривычно, но меня не бросили с делами один на один: «старожилы» помогали разобраться в задачах и показывали, например, как ставить краны для контейнеров в трюмах. С каждой последующей экспедицией не просто разбираешься в процессах, а буквально чувствуешь их: так что я быстро освоился. 

Антарктический закат

Есть история, в которой я проявил находчивость, — и она наделала шуму в моих соцсетях: про яйца. Март 2021-го, весь зимовочный состав «Прогресса» уже умчал вертолетами на станцию. Остался только я — начальник поручил мне проконтролировать погрузку и доставку продуктов. Всё бы ничего, но нам нужно было транспортировать 10 тысяч яиц. Их нельзя просто оставить в контейнере — побьются, а нам целый год без них сидеть. 

Так что аккуратно расставил яичные палеты в пассажирской кабине, выбрал себе лучшее место и сел снимать ролики. Представьте меня в тот момент: я в первый раз лечу на вертолете, да еще и полном яиц. Чувствовал себя яичным бароном. Две минуты переправы — и мы разгрузили хрупкий провиант. Приключение было быстрым, но запомнилось надолго. 

Продукты завозят всего раз в год

Расскажу, как обычно проходят будни. Активности за материком — это только часть работы: большую занимает рутина. Хотя иногда бывают и форс‑мажоры. 

Посадочная площадка на станции «Прогресс»

На станции есть два периода. «Сезон» — это когда на станцию прибывают большие команды ученых и других специалистов. В такие периоды на кухне работают несколько поваров.

И «зимовка» — период, когда на «Прогрессе» остается 25–30 человек. Они поддерживают работу станции и готовят ее к новому сезону. В этот период нужно меньше времени на готовку, поэтому работают два повара — по одному с графиком 2/2.

Рабочие дни, как правило, проходят так:

6:30–7:00 — подъем и сборы, в это время стараюсь выпить кофе и размяться

7:30–8:00 — приготовление завтрака

8:00–8:30 — завтрак

13:00–14:00 — обед, затем уборка и небольшой перерыв, во время которого можно отдохнуть, сходить в спортзал или опубликовать пост в Telegram-канале

19:00 — ужин и наведение порядка

20:00 — личное время

Иногда возникают нестандартные задачи, так что закладываю свободные полчаса‑час в день на случай авралов. Например, как‑то у нас на кухне прорвало трубу, и нужно было экстренно набирать воду в ведра. Но подобные ситуации случаются нечасто. 

Кроме готовки у меня есть и другие обязанности. Нужно вести отчетность по припасам, делать заготовки, контролировать помощников. Так что я одновременно и повар, и администратор. Отвлекаюсь от рутины тем, что придумываю себе нетривиальные задачи. Например, я увлекся выпечкой — придумывал рецепты хлеба. Еще старался приготовить обычные блюда интереснее: добавлял в простую фокаччу сыр и оливки или пек команде блины по рецепту Арины Родионовны.

Новый год в Антарктиде

Новый год в Антарктиде

VIP-круиз «все включено» на плавучем «пятизвездочном отеле»

27 дек 2025 — 7 янв 2026

12 дней

Бронировать от 10 910 USD

Запланируйте свое приключение в Антарктиду. Во время новогоднего круиза вы встретитесь с пингвинами, китами и морскими леопардами, увидите сверкающие ледники и пообщаетесь с учеными на российской полярной станции «Беллинсгаузен». 

Делаю разминку с видом на айсберги

Чтобы расслабиться, я всегда следую утреннему ритуалу. Обязательно разминаюсь на улице, если позволяет погода. Затем выхожу на 20-минутную прогулку с видом на айсберги. Иногда застаю пингвинов, они славные. Потом готовлю завтрак себе и команде: работаю один в зимовку или с помощниками — в сезон. 

После завтрака люблю посидеть на крыльце с чашкой чая. Идеально, если он будет из алтайских трав и меда: они напоминают о семейной даче в тех краях. 

Иногда пробовал работать без утренних привычек и чувствовал: всё не так, словно не с той ноги встал. Поэтому ритуалы — это важно. Они помогают настроиться на хороший день. А еще дают то самое единение с природой, которого не всегда хватает в городе. Но вы не подумайте, я не отшельник, мечтающий уйти в леса. Во всём должен быть баланс. Условно — поработал на вахте за полярным кругом, насладился арктическим солнцем, потом вернулся домой и провел время с близкими.

Частые соседи на берегу — тюлени

Во время прогулок можно также встретить пингвинов

Еще здесь обитают косатки, кашалоты, горбатые и антарктические синие киты

Вижу, что русский какой-то ломаный

Не стоит думать, что Антарктида — это снежная пустыня, в которой почти никого нет. Да, станции расположены далеко друг от друга — некоторые разделены расстояниями в сотни километров. Но все команды общаются друг с другом и по возможности поддерживают. Добрососедство — то, что помогает справиться с непогодой.

Например, у китайцев как‑то заканчивался лук и сухое молоко, а мы сохранили их про запас. Поделились продуктами, взамен получили экзотические угощения и попробовали местную кухню у них в столовой. Меня вдохновило, что на китайских станциях готовят не хуже, чем в ресторанах.

Еще виделся с туристами из Великобритании и Саудовской Аравии: они арендовали место на корабле и заказали два вертолета, чтобы самим путешествовать по Антарктиде. 

«Приезд работников с других станций — это праздник, а во время торжеств мы порой жарим шашлыки»

Со многими людьми познакомился за счет того, что подробно рассказывал в Telegram-канале о своих приключениях. Одна история связана с уругвайским товарищем. Июль 2023 года, я готовлюсь к новой экспедиции. Мне в соцсетях пишет какой‑то парень на ломаном русском. Проверяю его соцсети — вижу синюю галочку и сотни тысяч подписчиков. Оказалось, это уругвайская знаменитость, музыкант Хебер Лавеккия. 

Спрашиваю у него, как он вообще про меня узнал. Оказалось, в посольстве России в Монтевидео — столице Уругвая — есть стенд с интересными соцсетями. Там — рассказ о моем канале. С тех пор регулярно общаемся, от Хебера ко мне тоже пришло немало подписчиков. 

В 2018 году экс‑эксперт по путешествиям RussiaDiscovery Марианна Михайловская добралась до Антарктиды на небольшом судне — 20-метровой парусной яхте. Это путешествие разделило ее жизнь на до и после. Почему? Рассказывает сама Марианна.

Требуется шеф-повар на плато Путорана

Я вдохновил нескольких человек тоже поработать в Антарктиде. Знаю об этом, потому что мне рассказывали про звонки в отдел кадров со словами: «Ой, а я у Ярослава Мальцева увидел классный пост, тоже вдохновился». 

Затем мне писал знакомый, который искал шеф‑повара на туристическую базу на плато Путорана. В начале 2025-го я подумал: а почему бы не сближать любителей приключений и работодателей в экзотических местах? Так я и опубликовал у себя пост, в котором повара — любители приключений смогут устроиться в кафе за экватором или в снежной пустыне. Пока жду отклики, но всё впереди. 

Моя мотивация в этом деле проста. Найти шефа на материке можно через любой сайт с вакансиями. А вот с туристическими направлениями дела сложнее, ведь хороший повар должен не просто готовить. Нужно, чтобы он быстро адаптировался к непривычным условиям работы. А еще — чтобы оставался человеком в любой ситуации. 

Именно от повара зависит настрой всей команды. Я убежден, что навыки шефа можно получить и улучшить со временем. А вот человечность, харизму и сострадание просто так не обретешь: с этими качествами нужно родиться.

Посмотрите наши круизы в Антарктиду. Если появятся вопросы, звоните по телефону +7 (495) 104-64-36 или пишите на [email protected]. Будем рады помочь вам с выбором!

Над статьей работали
Ярослав Мальцев
Герой интервью
Дарья Зайцева
Интервьюер
Кристина Бойко
Редактор
Ира Синяева
Выпускающий редактор
Эжена Быкова
Корректор

Поможем спланировать путешествие

Оставьте свои контакты — и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Отправляя данные, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Спасибо за заявку!

Заметили ошибку или неточность?

Напишите нам

Смотрите также

Все статьи

Узнать Хабаровск за два дня: программа для топ-менеджеров

17.03.2025
9 минут
100

Талисманы городов России: где спрятались хомлины, кудесники и другие мини-скульптуры

14.03.2025
18 минут
230

В гости к вулканам Камчатки: главное о природном парке

13.03.2025
7 минут
100

Зачем ехать на Южные Курилы и что там посмотреть

12.03.2025
7 минут
193

Что привезти с Алтая: сувениры и дары природы

20.02.2025
5 минут
906

Из топ-менеджера в тревел-блогера: интервью с Владом Повеликиным

11.02.2025
9 минут
1025