Журнал RussiaDiscovery

Ездим в экспедиции. Проверяем факты. Приглашаем экспертов.

topchaeva
bobir
konstantin

Авторы

Скоро

Сотрудничаем с мастерами слова, влюбленными в путешествия.

«Стереотипного вдохновения не существует». Как художница с холодной головой оживляет нартский эпос

Интервью с иллюстратором Дарьей Орловой

Интервью
22.11.2023
10 минут
4600
Фото статьи

«Откуда появились нарты, этого, кроме бога, никто не знает, но в сказаниях говорят, что они появились со дна моря». 

 

Нарты — мифические герои‑богатыри, сказания о которых сохранились у некоторых народов Северного Кавказа. Сюжеты о нартах воплощает в иллюстрациях художница Дарья Орлова, ориентируясь на осетинскую традицию. Поговорили с ней об этом и других проектах — а еще о том, существует ли вдохновение и как художнику может помочь путешествие.

О проекте

Как родился проект по нартскому эпосу? Что вас привело в Осетию?

Человеку, не погруженному в контекст осетинской культуры, который никогда не был в Осетии, у которого нет знакомых и друзей оттуда, достаточно проблематично узнать о существовании нартского эпоса. Это всё же не русские народные сказки, которые более известны на территории нашей страны. Мой муж — осетин, и узнала я об этом эпосе в том числе по его рассказам, а еще от наших друзей и знакомых. Я довольно много путешествовала по Осетии и продолжаю это делать, в поездках стала знакомиться с этими сказаниями ближе.

А как родилась идея их проиллюстрировать?

Проиллюстрировать — громко сказано: я работу еще не завершила, всё же проект достаточно масштабный. Я участвовала в челлендже для художников — это для меня всегда было хорошим пинком, чтобы что‑то реализовать, когда сложно выбрать тему. Я вообще рисовала на разные темы — например, иллюстрировала восточные, персидские сказки. И вот у меня родилась такая идея — собственно, почему нет? Нартский эпос иллюстрировали, осмелюсь сказать, редко.

Иллюстрация из цикла «Восточные сказки»

Есть канонические иллюстрации известных художников, которые были сделаны достаточно давно. Кое‑кто обращается к нартскому эпосу и сейчас — я за ними слежу, есть молодые ребята, которые делают очень классные вещи. Хотелось бы приложить свою руку к этому, чтобы популяризировать тему. Начала иллюстрировать, выкладывала работы в запрещенную соцсеть. Долго это оставалось без особого отклика, а потом меня нашли осетинские СМИ, и история закрутилась.

Вы вдохновляетесь работами других авторов? Что‑то заимствуете оттуда?

У каждого своя интерпретация, своя стилизация, свое видение. Может быть, неосознанно как‑то заимствую. Я старалась делать по‑своему, как мне нравится, но не могу сказать, что кем‑то вдохновлялась.

Вообще, мне нравится многое, что происходит в современной иллюстрации в России и за рубежом. Очень люблю книжную, журнальную иллюстрацию. Классическим искусством я, возможно, перенасытилась в какой‑то момент: в годы учебы очень много ходила по музеям. Тогда это восхищало, сейчас воспринимается по‑другому, но с тех времен всё равно остались любимые художники. Еще люблю декоративно‑прикладное искусство. Если нахожусь в другом городе или стране, обожаю пойти в музей, порассматривать какие‑нибудь ковры, чайники. Произведения народного промысла в большинстве безымянные, но порой — это такие шедевры!

Как вы собираете материал для проекта?

По местным жителям не хожу, хотя, может, и хотелось бы. Сбор материала — вообще самая сложная часть процесса, потому что информации в интернете не сказать чтобы много. Более того, есть разные интерпретации сюжетов и переводы книг. Бывает, знакомым рассказываю: «А я нарисовала так‑то», а мне говорят: «Да нет, я читал книжку, всё было по‑другому!»

Сырдóн — персонаж‑трикстер, сын Дзерассы, дочери владыки водной стихии, и повелителя рек Гатага. Проведя детство в подводной стране, он вышел к нартам, но те его не приняли, почувствовав в Сырдоне что‑то дьявольское. Он поселился под землей, в лабиринте, и был прозван нартами «хитростью земли и коварством неба».

Сырдон. Иллюстрация из цикла «Нартский эпос»

В осетинской культуре есть разные написания и произношения одних и тех же слов, обозначающих важные понятия. Они все правильные, и какой из них выбрать? Это трудоемкая работа. Потом — как выглядели герои? Этого вообще никто не знает. Рисовать ли их в канонических кавказских костюмах? Эта история ведь очень архаичная, про древние племена. Сложно сказать, как точно они выглядели, и изобразить достоверно. С другой стороны, это дает свободу для художника в интерпретации. Со специалистами по фольклору я не консультируюсь: мои работы — это результат сбора материала и анализа первоисточника. 

Серию я начала прошлой осенью, и сложно сказать, когда завершу. Делать книгу полностью своими силами непросто. Я не редактор, не автор, и хотелось бы когда‑то сделать проект совместно с издательством. 

Чтобы отрисовать все сюжеты нартского эпоса, надо посвятить этому всю жизнь. В основном я придерживалась хронологического порядка, но выбрала некоторые моменты и из других эпизодов эпоса. Пока всё посвящено главным героям, о которых рассказывается в первых главах. При этом некоторые важные персонажи, например Сосла́н, появляются позже — к их образам я пока не приступала. 

Сослан — богатырь, один из главных героев нартского эпоса. По одной из версий, он был рожден из камня, на который опустился пастух, воспылавший страстью к Шата́не. 

Тело Сослана от головы до колен состоит из булата: его, раскаленного на углях, опустили в колоду с волчьим молоком. Но колода оказалась слишком короткой, и ноги богатыря остались уязвимы. Это его и погубило: Сослану перерубило ноги огненное колесо могущественного существа Балса́га.

Юноша и колесо Балсага. Иллюстрация из цикла «Нартский эпос»

Есть ли у вас любимые герои нартского эпоса?

Шатана. Она, на самом деле, очень актуальный персонаж с точки зрения современной повестки: ее образ не очень соотносится со стереотипами о том, как жили женщины в прошлом. Сложно сказать, что все ее поступки этичны, но это очень сильный герой — она добивается всего, чего хочет. Например, Шатана полюбила одного из главных героев Урызмáга и сделала всё, чтобы быть с ним.

Шатана (Сата́на), также Сатаней (в армянской традиции Сатени́к), — дочь небожителя Уастырджи и Дзерассы. Считается матерью богатыря Сослана и создательницей пива. Шатана родилась в загробном царстве и очень быстро выросла: за месяц — как за год, а за год — как за три года. Она — прекраснейшая из нартских девушек и защитница нартов, сражающаяся в мужских доспехах.

Шатана и Урызмаг. Иллюстрация из цикла «Нартский эпос»

Мне нартский эпос напоминает античную мифологию — это не развлекательное произведение, к нему относятся очень серьезно. Это такая система, в которой боги, герои и люди существуют вместе в одном мире.

А если бы вы рисовали себя как персонажа, кем бы вы были?

Какой‑нибудь красавицей, конечно, я бы себя написала с длинными волосами — у меня никогда таких не было.

Всё о самых интересных местах России 🌿️️️️️️

Рассказываем, куда поехать, что посмотреть и как спланировать путешествие. Раз в неделю — в вашей почте.

Отправляя данные, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Спасибо за подписку — теперь всё самое важное и интересное у вас в почте!

Может, кем‑то вроде русалки?

Да нет, наверное, я бы всё же была человеком. Вот так я себя представляю. Работать со сказочными, мифологическими историями интересно, но чтобы на себя это переносить — нет. Разве что, когда мне было лет пять, я думала, что я Зена — королева воинов.

В целом, в детстве, мне кажется, у всех любимые сказки были по мультикам. Очень я любила «Бременских музыкантов», и потом так сложилось, что я ставила этот спектакль для детей, когда занималась театром. Еще любила сказки Пушкина: о золотом петушке и о царе Салтане.

Есть ли задумки сделать что‑то подобное, но связанное с культурой другого народа?

С удовольствием! Культура разных народов — это, наверное, моя любимая тема. Я в прошлом художник по костюму и работала в том числе с предметами быта, с орнаментами.

Фанды́р — осетинский народный инструмент. Согласно одной из легенд, его изобрел Сырдон: натянул на кисть руки убитого сына 12 струн, сделанных из жил других погибших сыновей.

Фандыр. Иллюстрация из цикла «Осетинская культура»

Я окончила колледж как сценограф и в какой‑то момент поняла, что декорации строить мне не очень интересно. Мне всегда было ближе что‑то связанное с одеждой, костюмом, модой, историей, и я окончила ГИТИС по специальности «художник по театральному костюму». Какое‑то время я этим занималась, поставила несколько детских спектаклей, работала с кино и рекламой. 

Но всё-таки, чтобы работать в театре и кино, надо быть достаточно коммуникабельным человеком, что среди художников и дизайнеров встречается не очень часто. Я всё же интроверт, и меня такая работа очень выматывает. Постепенно я ушла в иллюстрацию, но интерес к образам персонажей и костюмам всё равно никуда не ушел — эти навыки пригождаются. 

Какую культуру для проекта вы бы выбрали в первую очередь?

С эстетической точки зрения мне очень нравится культура Востока — Ирана, Узбекистана. Я, конечно, не только по Осетии путешествую. Определенного плана пока нет, но в поездках я всегда хожу по музеям, всё внимательно изучаю, фотографирую — материал откладывается на будущее и может пригодиться.

Иллюстрация из цикла «Восточные сказки»

О становлении

Как долго формировался ваш стиль?

Когда я начинала заниматься иллюстрацией, как и перед любым художником, передо мной стоял мучительный вопрос — надо найти свой стиль. Я судорожно пыталась его искать, пробовала разные направления и техники, а потом как‑то это само произошло. Я смотрю — мне нравится, как это выглядит, пробую, вот стиль и сложился. Это произошло в течение, наверное, года или полутора лет. Я работаю только в диджитале, «вручную» не рисую уже давно.

Был ли у вас наставник?

Именно в иллюстрации нет, были в других сферах деятельности, когда я занималась театром. Иллюстрацией я начала заниматься самостоятельно. Наверное, всё же отложилось что‑то в памяти от того наставничества — работа художника строится на базовых общих принципах, хоть ты рисуешь эскизы костюмов, хоть иллюстрации, хоть пишешь огромную картину.

Какими были ваши первые работы в иллюстрации?

Я не сразу пришла к теме культуры народов. Поначалу я любила рисовать на социальные темы — например, у меня есть серия работ о домашнем насилии. Потом я от этого как‑то резко отошла, хотя мне нравятся мои старые работы. Сейчас у меня более мирные темы, больше про красоту.

Иллюстрация к статье «Масоны в ложе и вокруг нее» для журнала «Сноб»

Как бы вы сформулировали свое авторское кредо?

В работе над своими личными проектами — делать так, как я считаю нужным. Может звучать амбициозно, но я имею в виду, что творчество любого художника не может угодить абсолютно всем. Такой цели ставить и не надо: лучше делать то, что нравится, и кому‑то это обязательно откликнется. Некоторым мой проект категорически не нравится, но и многим пришелся по вкусу, в основном — молодежи.

Пусть это не прозвучит обидно, но в Осетии, как и в других кавказских республиках, общество достаточно консервативное. Я не даю этому никакой оценки, просто среди старшего поколения нашлось немало тех, кто вообще не понял, зачем я делаю этот проект. Они привыкли к другой интерпретации сюжетов, к более классическим изображениям, которые представлены в музеях. Молодежь более открыта к новому прочтению.

Нартский эпос — это не детская история, это 18+ на самом деле. Как преподносить его детям — большой вопрос. Если бы мне поступило предложение проиллюстрировать нартский эпос для детей, мне было бы интересно, но пришлось бы, наверное, выкидывать фрагменты текста.

На волшебной яблоне росло золотое яблоко нартов, обладающее живительной силой. Каждую ночь его похищала Дзерасса, которую из‑за этого однажды ранили в облике голубки.

Яблоко нартов. Иллюстрация из цикла «Нартский эпос»

Вы ищете референсы, создавая персонажа?

Я стараюсь не брать за основу уже существующие образы — обычно переосмысливаю собранный материал и рисую, руководствуясь фантазией. Я выработала некоторые характеристики для своих героев и не ставлю целью достигать с кем‑то портретного сходства. Откуда такие персонажи появились у меня, почему они выглядят именно так — вообще не знаю, просто для меня они красивые. Возможно, это у меня эстетические идеалы такие.

Вы стараетесь соблюдать work-life balance?

Нет, я вообще не соблюдаю баланс. Возможно, в этом моя беда. Могу и ночью работать, и утром, и в промежутках между работой еще что‑то делать. Обычно моя работа выстраивается периодами очень активной деятельности: могу много смотреть картинки, читать, собирать информацию, делать наброски, а потом сесть и сразу выдать большую серию. 

У меня нет ритуалов, чтобы настроиться и поймать вдохновение. Обычно я от всего абстрагируюсь и рисую в тишине и одиночестве, чтобы ничего не мешало. Иногда могу включить музыку, когда это надоедает, но не могу сказать, что она мне помогает и вдохновляет. 

Думаю, на самом деле стереотипного вдохновения не существует. Такой подход я считаю не очень профессиональным — какой бы ни казалась творческой и интересной деятельность художника, это всё равно работа, как и любая другая. Если говорить о своих личных хотелках и планах — да, тогда можно сидеть и ждать вдохновения. Но когда у тебя есть заказы и реальные проекты, речь вообще не о вдохновении: надо просто собрать весь свой профессионализм и выдать результат. Конечно, бывает, когда долго что‑то придумываешь, а потом оно раз — и быстро сделалось. Но, мне кажется, это не вдохновение, а нужное настроение. 

Осетинские башни. Иллюстрация из цикла «Осетинская культура»

Есть ли у вас алгоритм работы или распорядок дня?

Есть алгоритм скорее не как график, а как техзадание. Если работа идет на базе текста — надо сначала с ним ознакомиться, проанализировать, выписать важные моменты. Желательно найти подходящую метафору — рисовать не сам объект, описанный в тексте, а что‑то ассоциирующееся с ним.

Это не про «я художник, я так вижу» — нужно выбирать образы, которые точно считают зрители. На основе этого делаются эскизы, а дальше — техническая работа: поиск цветовой гаммы и так далее. Затем эскиз просто нужно воспроизвести в чистовом виде — начало работы самое интересное и самое сложное. Отрисовываю идею я довольно быстро: за пару дней, может быть. Поиск информации может идти и дольше, если сроки позволяют. 

О чувствах

Можно ли сказать, что ваша работа терапевтична? Если вы рисуете, например, воина или агрессивный сюжет, помогает ли это выпустить пар?

Да нет, я вообще человек невпечатлительный, не особо рефлексирующий. Не могу сказать, что мои эмоции соотносятся с тем, что я рисую. Мне кажется, у меня ответы получаются нетипичные для художника. У меня рациональный склад ума — это может быть немного странно, учитывая, что я занимаюсь творчеством, но такой у меня подход. Вот бывают художники более эмоциональные — им, например, что‑то приснилось, они это потом нарисуют, или просто в голове какой‑то сюжет возникнет. Я всегда нахожу рациональное объяснение и могу отследить путь мысли и идеи. 

Иллюстрация к статье «Такие осетинские пироги» для журнала «Сноб»

Мучает ли вас незавершенная работа?

Безусловно. Пока я рисую, я преследую только одну цель — сделать хорошо, качественно, чтобы мне было не стыдно за работу. Чтобы хотелось ее везде показать, чтобы отклик нашелся от зрителя. Доделать большой проект, которым ты доволен, — это кайф, такими вещами ради этого и стоит заниматься. 

Пример из театрального прошлого: спектакль готовится несколько месяцев, и впервые увидеть свою работу на сцене — это неописуемый восторг. Очень здорово наблюдать материальный результат своих трудов.

Как вы боретесь с выгоранием?

Я могу взвалить на себя много работы, за объемами порой не слежу. Отдых для меня — это, например, путешествие. Я вообще больше всего в жизни люблю рисовать и путешествовать. На природу поехать, в горы — без телефона, без интернета, без связи… Так я моментально восстанавливаюсь. 

Путешествие для меня — это возможность испытать впечатления, ни на что не похожие, увидеть места, которые ты раньше даже не представлял. Это, наверное, самое ценное. Но я и в одно и то же место люблю ездить по нескольку раз. Разное время года, погода, состояние природы — и вот локация воспринимается абсолютно по‑разному. Путешествую я в том числе для обновления и перезагрузки. 

Если вам интересна осетинская культура, посмотрите коллекцию наших туров в этот горный край. Выбирайте путешествие на свой вкус: от отдыха в глэмпинге до исследования республики на джипах.

Над статьей работали
Дарья Орлова
Иллюстратор
Ира Москвитина
Редактор
Эжена Быкова
Корректор

Поможем спланировать путешествие

Оставьте свои контакты — и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Отправляя данные, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Спасибо за заявку!

Заметили ошибку или неточность?

Напишите нам

Смотрите также

Все статьи

Калмыкия — край лотосов и древних традиций буддизма

19.07.2024
6 минут
174

Горы на кухне и лес в кармане: как оживить приключения дома

17.07.2024
7 минут
378

«Ты опять уезжаешь?» 😿 Стоит ли брать питомца в путешествие

16.07.2024
7 минут
536

Проверено на себе: о чём волнует(ся) Ладога?

11.07.2024
4 минуты
705

«Посещая планету Земля». Об остроте внутри и льдистых городах

10.07.2024
19 минут
619

Чукотка — одна любовь на всю жизнь

3.07.2024
4 минуты
806